Выставка «Беларусь интеллектуальная» переместилась в Могилев и работала с 24 по 26 февраля в спорткомплексе «Олимпиец».
Интерес к выставке со стороны жителей Могилевщины велик — с первых минут ее работы очередь из желающих увидеть уникальные и интересные разработки не прекращалась.
На выставке достижений белорусской науки «Беларусь интеллектуальная» в Могилеве свою продукцию и разработки представили 34 предприятия региона. Всего экспозиционная площадка собрала 167 участников со всей страны, которые презентовали 620 экспонатов.
В завершении выставки ее организаторы и участники были награждены специальными дипломами.
Выставка «Беларусь интеллектуальная – регионы» прошла с 16 по 19 февраля в Гомеле в областном центре олимпийского резерва по легкой атлетике.
Интерес к выставке со стороны жителей города и всего региона велик — с первых минут работы до закрытия выставки поток желающих увидеть уникальные разработки не прекращался.
За все дни работы с экспозицией ознакомились более 50 тысяч жителей области.
160 организаций со всей страны представили более 600 экспонатов, которые рассказывают о высокотехнологичных решениях в сфере энергетики, экологии, фармации, медицине, АПК, IT-технологий, робототехники, обороноспособности.
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси презентовал экспериментальные модели электромобилей с каркасно-панельным кузовом: ACADEMIC ELECTRO и спортивный электромобиль ELECTRO ROADSTER, который в основном используется для испытаний электроприводов в условиях высоких скоростей и нагрузок. Большой интерес посетителей вызвали не только электромобили, но и компоненты электропривода белорусской разработки.
Михаил Степанович Высоцкий — ученый в области механики машин, определивший новые направления в теории, расчете и испытаниях мобильных машин, выдающийся конструктор, создавший отечественную школу конструирования и исследований грузовых автомобилей.
Под его руководством и с его участием созданы конструкции белорусских автомобилей с минской маркой. С именем М.С. Высоцкого связана целая эпоха отечественного грузового автомобилестроения, его биография — своеобразная летопись, где отражены основные вехи развития отечественного автомобилестроения.
М.С. Высоцкий родился 10 февраля 1928 года в деревне Семежево Копыльского района Минской области. Трудовую деятельность начал в 1946 году в городе Минске слесарем-сборщиком Минского автомобильного завода. С 1949 года, после окончания Минского автомеханического техникума, начал работать конструктором, и на протяжении более 50 лет его жизнь была неразрывно связана с МАЗом и с городом Минском.
За 35-летний период работы М.С. Высоцкого главным конструктором (из них более 20 лет в ПО «БелавтоМАЗ») при его участии и под его руководством создано шесть поколений уникальной автомобильной техники с минской маркой грузоподъемностью от 8 до 320 тонн (более 350 моделей), серийно выпускаемые автомобильными заводами и сегодня. Всю эту технику отличали новизна и смелость конструкторских решений, обеспечивших конкурентоспособность выпускаемой техники как в стране, так и за рубежом, что способствовало широкому внедрению ее в производство и, тем самым, социально-экономическому развитию города Минска.
Среди смелых конструкторских решений М.С. Высоцкого, разработанных впервые в СССР, — применение в 60-е годы прогрессивной компоновочной схемы «опрокидывающаяся кабина над двигателем» семейства МАЗ-500, открывшей новый этап в отечественном автомобилестроении.
Одно из важнейших достижений М.С. Высоцкого — создание в 70-е годы, впервые в СССР, на базе нового поколения автомобилей МАЗ магистральных автопоездов, а в начале 80-х годов нового семейства скоростных магистральных автопоездов МАЗ-54321 и МАЗ-64221, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок и поставок на экспорт. Указанные автопоезда с минской маркой, первые в СССР, успешно прошли омологационные испытания по безопасности в международном центре института ЮТАК в Париже и были удостоены в 1988 году золотой медали на Пловдивской ярмарке.
Выдающимся событием в истории белорусского автомобилестроения и Минского автозавода стало создание в конце 80-х годов под руководством главного конструктора М.С. Высоцкого уникальной, принципиально новой модульной конструкции автопоезда МАЗ-2000 под названием «Перестройка», запатентованного в пяти ведущих странах и не имеющего аналогов в мировом автомобилестроении. Опытный образец, демонстрировавшийся на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году, стал сенсацией. «Это автопоезд XXI века» — писали о концептуальном автопоезде производства Минского автозавода зарубежные журналисты.
М.С. Высоцкий внес значительный вклад в научное и научно-техническое развитие Республики Беларусь, установление и укрепление связей науки с производством, сыграл активную роль в привлечении научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки к решению актуальных проблем машиностроения. В 1974 году по его инициативе на МАЗе был создан академический отдел грузовых автомобилей (ОГрА), а в 1986 году — штатная академическая лаборатория двойного подчинения — АН БССР и Минскому автозаводу. Трудами созданной им белорусской школы ученых и специалистов впервые в стране заложены научные основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных магистральных автопоездов, опубликованные в серии монографий.
М.С. Высоцкий — видный организатор науки. В декабре 1992 года по его инициативе Президиумом АН Беларуси на базе академической лаборатории двойного подчинения создается Научный центр проблем механики машин. М.С. Высоцкий назначается его директором. По его инициативе коллективом центра за короткое время впервые в республике были разработаны Государственная программа фундаментальных исследований «Механика» и поддержанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко крупнейшая в стране Государственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение» на 1996–2000 годы и на период до 2005 года.
В 2002 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь М.С. Высоцкий назначен Генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь (должность в автомобилестроении введена впервые) для обеспечения единой технической политики, повышения эффективности использования научно-технического потенциала в автомобильной отрасли страны, его концентрации на создании новой конкурентоспособной, соответствующей мировому уровню автомобильной техники.
В конце 2002 года под руководством генерального конструктора по автомобильной технике Республики Беларусь М.С. Высоцкого совместно со специалистами Министерства промышленности и ведущих предприятий отрасли, среди которых все крупнейшие машиностроительные предприятия города Минска, была разработана Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на период до 2010 года «Автотракторокомбайностроение», а НИРУП «Белавтотракторостроение» определено головной организацией данной программы.
Для объединения научного потенциала НАН Беларуси по выполнению данной программы в 2006 году постановлением Президиума НАН Беларуси проведены реорганизация НИРУП «Белавтотракторостроение» и Института механики и надежности машин НАН Беларуси и создание Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, руководителем которого был назначен М.С. Высоцкий.
Результаты научной деятельности М.С. Высоцкого опубликованы в более чем 450 научных трудах, в том числе в 18 монографиях, 14 учебно-методических работах. Им получено 145 авторских свидетельств и патентов. С 1975 года М.С. Высоцкий — заведующий и профессор созданной им кафедры «Большегрузные автомобили» Белорусского национального технического университета, расположенного в городе Минске.
М.С. Высоцким подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук. Долгие годы он являлся Председателем Совета по защите диссертаций Д 01.15.01 при Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси.
В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2006 № 135 за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров присвоено звание «Герой Беларуси».
Мировая научная общественность также высоко оценила научную деятельность академика М.С. Высоцкого. Международный Биографический центр в Кембридже (Англия) на основе экспертных оценок присвоил ему почетное звание «Человек года – 1997». Его имя значится в 25-ом издании «Словаря международных биографий» как выдающегося деятеля науки. Американский биографический институт включил имя академика М.С. Высоцкого в список 5 000 ученых, внесших большой вклад в развитие науки ХХ века.
Уважаемые коллеги!
16 февраля 2023 г. на заседании ученого совета Объединенного института машиностроения НАН Беларуси
(начало в 14:30, конференц-зал) будет рассматриваться вопрос о присвоении ученого звания доцента:
ведущему научному сотруднику, кандидату технических наук Сенютю Владимиру Тадеушевичу;
ведущему научному сотруднику, кандидату технических наук Сосновскому Алексею Валерьевичу;
старшему научному сотруднику, кандидату технических наук Курилёнку Артёму Александровичу.
Кандидатуры Сенютя В.Т., Сосновского А.В., Курилёнка А.А. рассмотрены на заседании семинара НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование»
09 февраля 2023 г.
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси принял участие в выставке достижений белорусской науки «БЕЛАРУСЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ», которая проходит в период 20–29 января в г. Минске на базе Национального выставочного центра «БелЭкспо».
Институт презентовал новые экспериментальные модели электромобилей с каркасно-панельным кузовом, а также спортивный электромобиль ELECTRO ROADSTER, который в основном используется для испытаний электроприводов в условиях высоких скоростей и нагрузок.
Как отметил Сергей Поддубко, генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, суть технологии каркасно‑панельной конструкции в том, что на металлический каркас монтируются пластиковые элементы кузова. Такая конструкция значительно дешевле, чем цельносварная металлическая. «Все эти кузова мы изготовили сами, эта технология у нас освоена, все машины электрические. Дизайн, расчеты, проектирование, испытания, сертификация — все сделано на базе нашего института».
В день открытия выставку посетил Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Выставка организована с целью демонстрации новейших научных разработок белорусских ученых, пропаганды достижений науки, ориентированных на широкую аудиторию. Свои достижения и разработки продемонстрировали ученые НАН Беларуси, представители учреждений образования, научно-исследовательских государственных и частных организаций, технопарков, которые занимаются научными исследованиями. Всего на выставке представлено более 400 экспонатов, в том числе крупногабаритная техника.
Экспозиция разделена на кластеры по научным направлениям, среди них – разработки академической, отраслевой и вузовской науки в области IT-технологий, микроэлектроники, обороноспособности, электротранспорта, энергетики, экологии, биотехнологий, здравоохранения, агропромышленности, социо-гуманитарных наук.
Выставка привлекла большое внимание общественности, за три дня ее посетило несколько тысяч человек, и по их многочисленным просьбам «БЕЛАРУСЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ» была продлена на неделю, а экспозиция расширена и дополнена новыми экспонатами.
Поздравляем сотрудников Объединенного института машиностроения НАН Беларуси — призеров турнира по настольному теннису среди работников организаций НАН Беларуси!
В течение трех дней в спортивном зале Института истории проходили соревнования среди 15 академических организаций, за победу боролись 37 спортсменов.
В состязаниях среди мужчин Александр Григорчик, заместитель начальника Центра структурных исследований и трибо-механических испытаний материалов и изделий машиностроения коллективного пользования, занял 3-е место.
В парных играх 2-е место завоевали Александр Коваленко, ученый секретарь института, и Надежда Тимошенко, научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении.
Желаем призерам не останавливаться на достигнутом, новых побед, терпения и удачи!
http://gazeta-navuka.by/images/electronic-catalog/27.12.22.pdf
В г. Джудзи (КНР) запущена в эксплуатацию установка гиперзвуковой металлизации производства Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. В рамках контракта в китайской компании Zhejiang Shenfa Bearing Сo.LTD организован участок нанесения покрытий из баббита на стальную основу.
Недавно из командировки вернулся один из разработчиков этой технологии – заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин Марат Белоцерковский. Он курировал выполнение пуско-наладочных работ, а также принял участие в совещаниях и семинарах, где рассказывал о производимом оборудовании института. Делясь своими впечатлениями от поездки, Марат Артемович обратил внимание на то, что белорусских специалистов, ученых здесь ценят — это чувствуется. И в первую очередь за неординарный подход к исследованиям и способность глубоко анализировать пути решения различных задач.
Установка гиперзвуковой металлизации производства ОИМ заинтересовала китайских коллег простотой использования и эффективностью. К тому же она позволяет экономить до 20 % металла, снизить себестоимость ремонта, сократить на 30% объемы закупок за рубежом дорогостоящих новых деталей, продлить сроки эксплуатации деталей с защитными покрытиями в 3,5 раза за счет неоднократного их восстановления при проведении плановых ремонтов. Используется это оборудование для упрочнения изношенных цилиндрических поверхностей, в том числе тормозных барабанов, шеек валов, осей, работающих в паре с подшипниками качения или скольжения. Оно также применяется для восстановления или упрочнения плоских деталей, защиты от коррозии, в том числе элементов конструкций и сооружений. Эффективно оно и для изготовления биметаллических «сталь — бронза» поршней вместо цельнобронзовых.
М. Белоцерковский принял участие в церемонии открытия Китайско-Белорусского инновационного учебно-научно-производственного Центра упрочнения, восстановления и коррозионной защиты деталей машин в Шеньянском институте технологий (г. Шеньян, провинция Ляонин). Ученый выступил с докладом на совещании руководства Китайско-Белорусского парка высоких технологий, г. Чанчунь. Он подготовил и передал предложения по использованию в этом парке оборудования, разработанного в институте. Еще одно совещание прошло в Китайском институте технологий и материалов г. Нинбо. Здесь обсуждались варианты возможного сотрудничества в области технологий нанесения композиционных покрытий.
В Жейдзанском провинциальном инженерном исследовательском центре специального авиастроения (ИЦСА, г. Нинбо) М. Белоцерковский подготовил и обсудил с руководством инженерного центра договор о сотрудничестве между Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси и ИЦСА в области научных исследований по различным направлениям. В частности, речь шла о снижении виброактивности приводов и элементов конструкций летательных аппаратов и морских судов, снижении массогабаритных характеристик таких элементов с применением композиционных материалов и покрытий. Заинтересовали китайских коллег и защита от электромагнитного воздействия на элементы управления автомобилей, используя газотермические покрытия. Они же эффективны и для защиты от коррозии, обусловленной климатическими особенностями морского побережья, где высокая влажность и температура, наличие солей. Результаты проведенных за время пребывания в командировке работ свидетельствуют о том, что некоторые китайские организации заинтересованы в приобретении технических средств, предложенных учеными института.
По итогам визита направлены проекты контрактов на поставку газотермического оборудования в вышеназванный Центр Шеньянского института технологий и в Китайско-Белорусский международный центр трансфера технологий.
Максим ГУЛЯКЕВИЧ, «Навука»
http://gazeta-navuka.by/images/electronic-catalog/27.12.22.pdf
Уважаемые коллеги!
Вышли в свет новые выпуски периодических изданий Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.
Номер 4(61)_2022 международного научно-технического журнала «Механика машин, механизмов и материалов» содержит статьи на темы, посвященные механике мобильных машин, динамике и прочности машин и конструкций, компьютерной механике, машиностроительным материалам и технологиям.
Электронная версия номера находится в свободном доступе на сайте журнала, в онлайн-библиотеке e-Library и индексируется в информационно-аналитической системе SCIENCE INDEX.
По итогам IХ Белорусского конгресса по теоретической и прикладной механике «Механика-2022» издан 11-й выпуск сборника научных трудов «Актуальные вопросы машиноведения». В сборник вошли 80 докладов, прошедших рецензирование и рекомендованных к публикации.
Электронная версия выпуска находится в свободном доступе в онлайн-библиотеке e-Library, содержание размещено на сайте института в разделе «Сборник».