9 февраля 2018 г. Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси принимал гостей из Китая во главе с руководителем Административного комитета города Циндао провинции Шаньдун, зоны международного экономического сотрудничества г-ном Чжао Шиюй.
Ученые института представили членам китайской делегации научные разработки в области машиностроения, производства новых конкурентоспособных моделей автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной, коммунальной техники и их компонентов, машиностроительных материалов и технологий.
Наибольший интерес у китайских партнеров вызвали работы в области инженерии поверхности алюминиевых сплавов и уникальные технологии создания композитных материалов различной структуры и назначения, в том числе для авиационной техники, а также система вибромониторинга редукторов автотраткорной техники. Как отметил г-н Чжао Шиюй, динамично развивающийся город Циндао сегодня нуждается в энергоэффективной, экологически чистой коммунальной технике. Поэтому мэрия города готова рассмотреть вопрос о приобретении малогабаритной коммунальной машины, разработчиком которой является институт, с выходом на серийное производство.
По итогам визита подписан трехсторонний Меморандум между Административным комитетом зоны международного экономического сотрудничества мэрии города Циндао, Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси и компанией Easy Best (Beijing) Fund Managemen Company Limited.
Стороны договорились о создании в ближайшей перспективе совместного научно-технического центра в городе Циндао, компетенцией которого будет:
апробация и внедрение разработок института в области инженерии поверхности и компонентов для электротранспорта;
совместное производство пластичных смазочных материалов с заданными характеристиками;
подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре, докторантуре Объединенного института машиностроения НАН Беларуси;
обмен специалистами, студентами и аспирантами.
Делегация выразила готовность в финансировании создания и деятельности совместного научно-технического центра.
Справочно: Административный комитет международного экономического сотрудничества г. Циндао – это зона международного экономического сотрудничества. Относится к новому району западного побережья Циндао в Китае с запланированной площадью в 204 квадратных километра и нацелена на создание модернизированной городской интеграционной зоны с ведущими мировыми возможностями и международным сотрудничеством.
Холдинговая компания Easy Best (Beijing) Fund Management Company Limited создана в Пекине в 2014 году. Является главным держателем акций дочерней компании «Beijing Easy Best Golden Gate Aviation Investment Company Limited», входящей в состав холдинга. Благодаря сотрудничеству с авиационными предприятиями «Easy Best» осуществляет в Китае продажи и сборку вертолетов и авиационных комплектующих, а также техническое обслуживание и обучение пилотов.
Сегодня компания является основным поставщиком и сервисным обслуживающим предприятием вертолетов для китайского правительства и авиационных компаний.
В рамках Республиканского молодeжного конкурса «100 идей для Беларуси» 1 февраля 2018 г. в Минске прошла городская выставка-презентация проектов молодых ученых и новаторов. Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси был представлен разработками двух молодых ученых — Дмитрия Орды и Дмитрия Трусова.
Экспертным советом для участия в финальном туре Республиканского конкурса отобраны 20 лучших проектов в области медицины, агропромышленности, наноиндустрии.
Проект Дмитрия Трусова «Разработка технологии формирования копозиционных деталей из полимеров методами быстрого прототипирования с последующей гиперзвуковой метализацией» занял третье место, а его автор награжден кубком и сертификатом участника конкурса.
Напомним, что организатором Республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси» выступает общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи». Его цель — активизация инновационного мышления молодежи, привлечение ее к решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь, стимулирование гражданских инициатив к реализации инновационных проектов и научно-технических разработок.
9 февраля 2018 г. в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси пройдут торжественные мероприятия, посвященные 90-летию и памяти Героя Беларуси, академика Высоцкого М.С.
Мероприятия начнутся в 12.00 с посещения места захоронения М.С. Высоцкого на Восточном кладбище г. Минска и продолжатся в институте.
Планом предусмотрено возложение цветов к Мемориальной доске академика М.С. Высоцкого на здании института, ознакомление с памятной экспозицией, приуроченной к его 90-летию.
В 14.00 в конференц-зале института состоится торжественное собрание, на которое приглашены представители НАН Беларуси, Министерства промышленности Республики Беларусь, коллеги и ученики М.С. Высоцкого.
Михаил Степанович Высоцкий (10.02.1928, д. Семежево Копыльского р-на Минской обл. — 25.02.2013), ученый и конструктор в области машиностроения, общественный деятель.
Трудовую деятельность начал в 1946 г. на Минском автомобильном заводе рабочим, а после окончания в 1949 г. Минского автомеханического техникума — конструктором, одновременно обучаясь во Всесоюзном заочном машиностроительном институте в Москве, который окончил в 1955 г. Работал на Минском автозаводе 50 лет, из которых 35 лет — главным конструктором, а с 1975 г. — главным конструктором — начальником управления главного конструктора производственного объединения «БелавтоМАЗ», в которое вошли все автомобильные заводы республики. С 1992 г. по 1997 г. избран вице-президентом АН БССР.
С 1993 г. по 2001 г. М.С. Высоцкий — директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 г. — генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси, с мая 2006 года – директор государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», с июня 2012 года — заместитель директора по научной работе в области автомобильной и карьерной техники — генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси».
Герой Беларуси, академик, доктор технических наук, профессор.
Генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь, Заслуженный деятель науки и техники БССР, Заслуженный работник промышленности СССР, Лауреат государственных премий СССР и БССР, член редакционных советов ряда крупнейших научных международных журналов.
Автор более 450 научных работ, в т.ч. 19 монографий, 145 авторских свидетельств и патентов.
Государственная премия СССР 1970 г. за создание конструкции унифицированного семейства высокопроизводительных большегрузных автомобилей, автопоездов и автосамосвалов. Государственная премия БССР 1986 г. за разработку и внедрение гибкой автоматизированной системы ускоренных испытаний выпускаемых машин.
Награжден орденами Ленина (1974), Трудового Красного Знамени (1968), Отечества III степени (1998), Отечества II степени (2004).
За значительные заслуги перед государством и обществом, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2006 № 135 Михаилу Степановичу Высоцкому присвоено звание «Герой Беларуси».
В рамках программы приема в Национальной академии наук Беларуси учащихся из Сирийской Арабской Республики, проходящих оздоровление в образовательно-оздоровительном центре «Зубренок», 18 января 2018 г. была проведена экскурсия в Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси.
Представители института ознакомили сирийских гостей с основными направлениями научной, научно-технической деятельности института и его подразделений, а также представили им свои последние достижения.
В частности, зарубежные гости посетили Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля, где узнали о разработках центра в области промышленного дизайна, конструирования, компьютерного моделирования. Наибольший интерес у сирийских гостей вызвали устройство остановки колесного транспорта, макет малогабаритной коммунальной машины, а также очки виртуальной реальности.
Гости поделились впечатлениями от посещения компьютерного центра и выразили заинтересованность в получении послевузовского образования на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.
В соответствии с пунктом 2 Плана действий по разработке электромобилей и компонентов электропривода в Республике Беларусь, утвержденного Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. от 22 октября 2017 г. № 34/540-373/140 созданы инновационный кластер «Интеллектуальный электротранспорт» и отраслевая лаборатория по исследованиям, проектированию и испытаниям электромобилей и базовых компонентов электропривода в качестве центра коллективного пользования.
Основные цели кластера и отраслевой лаборатории – объединение усилий заинтересованных организаций и их скоординированная деятельность по разработке и освоению производства современного электротранспорта и его компонентов. Планируется совместное выполнение НИР, НИОКТР и инновационных проектов по проектированию, созданию и испытаниям мобильных машин с электромеханическими и гибридными силовыми установками и их базовых компонентов, опытно-промышленная апробация и внедрение в производство результатов этих работ и проектов, стандартизация и сертификация продукции, подготовка кадров.
Участниками кластера выступили 19 организаций от НАН Беларуси, Минпрома, Минобразования, Госстандарта, Минтранса, Минского горисполкома, а также отдельные частные предприятия, имеющие компетенции в области разработки и производства компонентов электротранспорта. План совместных работ отраслевой лаборатории сформирован с участием 9 организаций от НАН Беларуси, Минпрома, Минского горисполкома и других заинтересованных.
Соглашением о создании кластера Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси определен организацией кластерного развития. Отраслевая лаборатория создана в структуре института приказом от 27.12.2017 № 238 по согласованию с НАН Беларуси и Минпромом, которые выступили госзаказчиками. Лаборатория формируется на базе научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин».
Куратором отраслевой лаборатории определен генеральный директор института Поддубко С.Н., заведующим и научным руководителем назначен директор научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Белевич А.В. Также данным приказом утверждены положение об отраслевой лаборатории и план совместных работ с организациями, выступающими в проектах партнерами и соисполнителями.
Сформированные кластерные проекты и план совместных работ отраслевой лаборатории являются открытыми. В процессе функционирования этих структур они будут дополняться и изменяться, исходя из текущих и перспективных задач в данной отрасли.
Участникам кластера и отраслевой лаборатории ставятся задачи концентрации и подготовки кадров и развития школы проектирования современных электроприводов, особенно для легкового автомобилестроения, оснащение исследовательской базы необходимым оборудованием для исследования и испытаний электрокомпонентов, формирование и выполнение амбициозных проектов. Фактически, данная отраслевая лаборатория рассматривается в перспективе как центр компетенций Республики Беларусь в области электросиловых установок и систем управления для электротранспорта.
Год минувший в научной сфере страны был знаковым. И не только потому, что в принципе он прошел под лозунгом Года науки, но и потому, что в 2017-м произошел ряд важных событий. Без сомнения, одно из них — демонстрация экспериментального образца нашего электромобиля. И пускай это еще не промышленный масштаб, планы у ученых в отношении электромобилестроения, в том числе беспилотного, весьма амбициозные. Об этом корреспонденту «Р» рассказал заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН Олег ЕЛОВОЙ.
С места — в карьер
— Олег Михайлович, беспилотные такси в последнее время не редкость — такого рода проекты уже есть в Японии, США, ОАЭ и других странах. А как обстоят дела с беспилотными авто в нашей стране?
— Развитие беспилотного транспорта мы начинаем с грузового. Сегодня это направление наиболее актуально. И потому что исторически сложилось, что страна специализировалась на производстве крупной техники и имеет большие наработки. И потому что, как это ни странно на первый взгляд прозвучит, грузовой транспорт для беспилотного управления проще. В первую очередь мы говорим о карьерных самосвалах, у которых строгие маршруты, и задачи им поставлены конкретные. Это та техника, которая в водителе нуждается меньше всего. Конечно, такая машина — удовольствие недешевое, но оно того стоит. Ведь это исключает массу финансовых издержек — и на человеческие ошибки, и на заработную плату для водителя. Достаточно одного специалиста, который бы за пультом из офиса контролировал работу сразу нескольких устройств. Передовые мировые компании, например Komatsu, активно развивают это направление. Надеемся, из нашего сотрудничества с БелАЗом тоже родится роботизированный карьерный самосвал. Но это — задача не сегодняшнего дня. Мы только в начале пути.
Уважаемые коллеги!
Вышли в свет № 4 журнала «Механика машин, механизмов и материалов» и выпуск 6 сборника научных трудов «Актуальные вопросы машиноведения».
Уважаемые делегаты, гости съезда!
Прежде всего позвольте мне приветствовать вас на высшем интеллектуальном форуме нашей страны — ІІ Съезде ученых Республики Беларусь.
Должен сказать, к сожалению, втором. Думаю, что подобные мероприятия должны в стране проводиться чаще. Хотя бы потому, что мы поставили перед собой амбициозные цели, которые без науки просто не достижимы. В современном мире наука — важнейший фактор прогресса. Мы это хорошо понимаем, именно поэтому постоянно уделяем внимание динамичному развитию этой сферы.
Десять лет назад на І Съезде ученых представители научного сообщества нашей страны впервые собрались вместе, чтобы обсудить состояние, насущные проблемы отечественной науки, наметить пути развития. Уже тогда магистральным направлением мы определили ее прикладной характер. На это были нацелены как академические, отраслевые, так и вузовские научные структуры.
За десятилетие сделано немало. Эффективные белорусские разработки получили широкое признание. Предприняты шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы научно-инновационной деятельности. Реализованы мероприятия по углублению взаимодействия науки с организациями реального сектора экономики и социальной сферы. Выстроена система поддержки талантливой молодежи.
В белорусском обществе накоплен значительный научный кадровый ресурс. Сегодня более 25 тысяч сотрудников выполняют научные исследования и разработки. В том числе около восьми тысяч человек трудятся в Академии наук. Словом, солидная армия, которой под силу решать самые ответственные и сложные задачи.
Научная среда формирует элиту нашего общества, как и в любом другом государстве. Вы, ученые, без преувеличения представляете собой интеллектуальный цвет нации. И когда вам покоряются новые вершины, я как Глава государства, весь белорусский народ искренне радуемся этому.
Нам есть чем гордиться. В Беларуси работают ученые с мировыми именами. Ваш талант, неиссякаемая энергия, опыт и знания служат на благо белорусского народа и нашего молодого суверенного государства. Благодаря вашим усилиям наблюдается рост инновационной активности в промышленном секторе: объем выпуска научно-технической и инновационной продукции за прошлую пятилетку увеличился более чем в два раза. По ряду научных исследований получены результаты, имеющие мировое значение. Машиностроители вместе с учеными создали самый большой карьерный самосвал БелАЗ грузоподъемностью 450 т. Разработан и освоен в производстве белорусский низкопольный электробус с быстрой зарядкой.
Модернизация белорусской энергосистемы позволила за 2012–2016 годы в три раза снизить импорт электрической энергии. Экономия топливно-энергетических ресурсов за пять лет составила около 2 млн т условного топлива. При этом значительно снижены выбросы вредных веществ в атмосферу.
С опорой на новые, преимущественно отечественные научные технологии решена проблема продовольственной безопасности. Мы стали не только самодостаточной в этом отношении, но и экспортно ориентированной страной (доля экспорта сельхозпродукции и продуктов питания в объеме экспорта товаров в 2016 году составила почти 18 %). За десять лет производство продукции села увеличилось на 30%. Это достигнуто благодаря существенному обновлению материально-технической базы, переходу на современные технологии производства и применению новейших научно-технических разработок.
Справочно: В работе Съезда приняли участие ученые Объединенного института машиностроения НАН Беларуси:
в качестве делегатов: Поддубко С.Н., к.т.н., доц., генеральный директор; Еловой О.М., к.т.н., заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности; Красневский Л.Г., член-корр., д.т.н., проф., главный научный сотрудник; Басинюк В.Л., д.т.н., доц., директор научно-технического центра; Дубовик Д.А., д.т.н., доц., директор научно-технического центра; Жорник В.И., д.т.н., доц., заместитель начальника отделения; Ишин Н.Н., д.т.н., доц., директор научно-технического центра; Кукареко В.А., д.ф.-м.н., проф., начальник центра; Мариев П.Л., д.т.н., главный научный сотрудник; Савченко В.В., к.т.н., директор научно-инжинирингового центра; Шмелев А.В., к.т.н., директор Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля; Белевич А.В., директор научно-инжинирингового центра; Сосновский А.В., к.т.н., ведущий научный сотрудник;
в качестве приглашенных: Альгин В.Б., д.т.н., проф., заместитель генерального директора по научной работе; Коваленко А.В., к.т.н., доц., ученый секретарь; Белоцерковский М.А., д.т.н., доц., заведующий лабораторией; Сандомирский С.Г., д.т.н., доц., заведующий лабораторией; Моисеенко В.И., д.т.н., проф., главный научный сотрудник; Максимченко Н.Н., к.т.н., ведущий научный сотрудник; Золотая П.С., младший научный сотрудник, председатель совета молодых ученых института; Григорчик А.Н., к.т.н., старший научный сотрудник.
Читать полностью:
Фото БелТА:
http://www.belta.by/president/view/vystuplenie-lukashenko-na-ii-sjezde-uchenyh-belarusi-280351-2017/