• banner goriz1 2025
  • banner goriz1 2025

10 февраля 2023 г. — 95 лет со дня рождения Героя Беларуси М.С. Высоцкого

VMCМихаил Степанович Высоцкий — ученый в области механики машин, определивший новые направления в теории, расчете и испытаниях мобильных машин, выдающийся конструктор, создавший отечественную школу конструирования и исследований грузовых автомобилей.

Под его руководством и с его участием созданы конструкции белорусских автомобилей с минской маркой. С именем М.С. Высоцкого связана целая эпоха отечественного грузового автомобилестроения, его биография — своеобразная летопись, где отражены основные вехи развития отечественного автомобилестроения.

М.С. Высоцкий родился 10 февраля 1928 года в деревне Семежево Копыльского района Минской области. Трудовую деятельность начал в 1946 году в городе Минске слесарем-сборщиком Минского автомобильного завода. С 1949 года, после окончания Минского автомеханического техникума, начал работать конструктором, и на протяжении более 50 лет его жизнь была неразрывно связана с МАЗом и с городом Минском.

За 35-летний период работы М.С. Высоцкого главным конструктором (из них более 20 лет в ПО «БелавтоМАЗ») при его участии и под его руководством создано шесть поколений уникальной автомобильной техники с минской маркой грузоподъемностью от 8 до 320 тонн (более 350 моделей), серийно выпускаемые автомобильными заводами и сегодня. Всю эту технику отличали новизна и смелость конструкторских решений, обеспечивших конкурентоспособность выпускаемой техники как в стране, так и за рубежом, что способствовало широкому внедрению ее в производство и, тем самым, социально-экономическому развитию города Минска.

Среди смелых конструкторских решений М.С. Высоцкого, разработанных впервые в СССР, — применение в 60-е годы прогрессивной компоновочной схемы «опрокидывающаяся кабина над двигателем» семейства МАЗ-500, открывшей новый этап в отечественном автомобилестроении.

Одно из важнейших достижений М.С. Высоцкого — создание в 70-е годы, впервые в СССР, на базе нового поколения автомобилей МАЗ магистральных автопоездов, а в начале 80-х годов нового семейства скоростных магистральных автопоездов МАЗ-54321 и МАЗ-64221, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок и поставок на экспорт. Указанные автопоезда с минской маркой, первые в СССР, успешно прошли омологационные испытания по безопасности в международном центре института ЮТАК в Париже и были удостоены в 1988 году золотой медали на Пловдивской ярмарке.

Выдающимся событием в истории белорусского автомобилестроения и Минского автозавода стало создание в конце 80-х годов под руководством главного конструктора М.С. Высоцкого уникальной, принципиально новой модульной конструкции автопоезда МАЗ-2000 под названием «Перестройка», запатентованного в пяти ведущих странах и не имеющего аналогов в мировом автомобилестроении. Опытный образец, демонстрировавшийся на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году, стал сенсацией. «Это автопоезд XXI века» — писали о концептуальном автопоезде производства Минского автозавода зарубежные журналисты.

М.С. Высоцкий внес значительный вклад в научное и научно-техническое развитие Республики Беларусь, установление и укрепление связей науки с производством, сыграл активную роль в привлечении научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки к решению актуальных проблем машиностроения. В 1974 году по его инициативе на МАЗе был создан академический отдел грузовых автомобилей (ОГрА), а в 1986 году — штатная академическая лаборатория двойного подчинения — АН БССР и Минскому автозаводу. Трудами созданной им белорусской школы ученых и специалистов впервые в стране заложены научные основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных магистральных автопоездов, опубликованные в серии монографий.

М.С. Высоцкий — видный организатор науки. В декабре 1992 года по его инициативе Президиумом АН Беларуси на базе академической лаборатории двойного подчинения создается Научный центр проблем механики машин. М.С. Высоцкий назначается его директором. По его инициативе коллективом центра за короткое время впервые в республике были разработаны Государственная программа фундаментальных исследований «Механика» и поддержанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко крупнейшая в стране Государственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение» на 1996–2000 годы и на период до 2005 года.

В 2002 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь М.С. Высоцкий назначен Генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь (должность в автомобилестроении введена впервые) для обеспечения единой технической политики, повышения эффективности использования научно-технического потенциала в автомобильной отрасли страны, его концентрации на создании новой конкурентоспособной, соответствующей мировому уровню автомобильной техники.

В конце 2002 года под руководством генерального конструктора по автомобильной технике Республики Беларусь М.С. Высоцкого совместно со специалистами Министерства промышленности и ведущих предприятий отрасли, среди которых все крупнейшие машиностроительные предприятия города Минска, была разработана Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на период до 2010 года «Автотракторокомбайностроение», а НИРУП «Белавтотракторостроение» определено головной организацией данной программы.

Для объединения научного потенциала НАН Беларуси по выполнению данной программы в 2006 году постановлением Президиума НАН Беларуси проведены реорганизация НИРУП «Белавтотракторостроение» и Института механики и надежности машин НАН Беларуси и создание Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, руководителем которого был назначен М.С. Высоцкий.

Результаты научной деятельности М.С. Высоцкого опубликованы в более чем 450 научных трудах, в том числе в 18 монографиях, 14 учебно-методических работах. Им получено 145 авторских свидетельств и патентов. С 1975 года М.С. Высоцкий — заведующий и профессор созданной им кафедры «Большегрузные автомобили» Белорусского национального технического университета, расположенного в городе Минске.

М.С. Высоцким подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук. Долгие годы он являлся Председателем Совета по защите диссертаций Д 01.15.01 при Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси.

В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2006 № 135 за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров присвоено звание «Герой Беларуси».

Мировая научная общественность также высоко оценила научную деятельность академика М.С. Высоцкого. Международный Биографический центр в Кембридже (Англия) на основе экспертных оценок присвоил ему почетное звание «Человек года – 1997». Его имя значится в 25-ом издании «Словаря международных биографий» как выдающегося деятеля науки. Американский биографический институт включил имя академика М.С. Высоцкого в список 5 000 ученых, внесших большой вклад в развитие науки ХХ века.

Выставка «Беларусь интеллектуальная» прошла в Гомеле

privu

Выставка «Беларусь интеллектуальная – регионы» прошла с 16 по 19 февраля в Гомеле в областном центре олимпийского резерва по легкой атлетике.

Интерес к выставке со стороны жителей города и всего региона велик — с первых минут работы до закрытия выставки поток желающих увидеть уникальные разработки не прекращался.
За все дни работы с экспозицией ознакомились более 50 тысяч жителей области.

160 организаций со всей страны представили более 600 экспонатов, которые рассказывают о высокотехнологичных решениях в сфере энергетики, экологии, фармации, медицине, АПК, IT-технологий, робототехники, обороноспособности.

Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси презентовал экспериментальные модели электромобилей с каркасно-панельным кузовом: ACADEMIC ELECTRO и спортивный электромобиль ELECTRO ROADSTER, который в основном используется для испытаний электроприводов в условиях высоких скоростей и нагрузок. Большой интерес посетителей вызвали не только электромобили, но и компоненты электропривода белорусской разработки.

 

 

 

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

«Беларусь интеллектуальная» в Могилеве

mogilevВыставка «Беларусь интеллектуальная» переместилась в Могилев и работала с 24 по 26 февраля в спорткомплексе «Олимпиец».

Интерес к выставке со стороны жителей Могилевщины велик — с первых минут ее работы очередь из желающих увидеть уникальные и интересные разработки не прекращалась.

На выставке достижений белорусской науки «Беларусь интеллектуальная» в Могилеве свою продукцию и разработки представили 34 предприятия региона. Всего экспозиционная площадка собрала 167 участников со всей страны, которые презентовали 620 экспонатов.

В завершении выставки ее организаторы и участники были награждены специальными дипломами.

 

 

  • 1
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Заседание ученого совета института

YS martУважаемые коллеги!

16 марта 2023 г. на заседании ученого совета Объединенного института машиностроения НАН Беларуси (начало в 14:30, конференц-зал) будет рассматриваться вопрос о присвоении ученого звания доцента
ведущему научному сотруднику, кандидату технических наук Бельчику Леониду Демьяновичу;
ведущему научному сотруднику, кандидату технических наук Скороходову Андрею Станиславовичу.

Кандидатуры Бельчика Л.Д. и Скороходова А.С. рассмотрены на заседании объединенного семинара подразделений института 2 марта 2023 г.

Разработки ученых института в Витебске

priveu VitebskС 3 по 5 марта выставка «Беларусь интеллектуальная» прошла в Витебске — высокотехнологичные научно-технические разработки презентовали в воздухоопорном футбольном манеже на проспекте Людникова.

За три дня выставку в Витебске посетили более 40 тысяч человек со всей области.

Витебскую область на выставке научно-технических достижений представили более 20 предприятий — это около 100 проектов. Некоторые из них вошли в основную часть экспозиции.

«Беларусь интеллектуальная», как и в других областных городах, состояла из тематических блоков. Были представлены новейшие разработки в сфере IТ-технологий, робототехники, инновационного приборостроения, электротранспорта, военной науки, экологии, природопользования, биотехнологий, фармации и здравоохранения.

Свои продукты демонстрировали как государственные, так и частные компании и производства.

  • 1
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 19
  • 2
  • 20
  • 22
  • 24
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Пресс-конференция в пресс-центре БЕЛТА

pres konf15 марта 2023 г. генеральный директор института Сергей Поддубко и заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин Марат Белоцерковский приняли участие в пресс-конференции «Технологический суверенитет Беларуси: опережающее развитие экономики через модернизацию промышленности и прорывные технологии».

Участники рассказали о задачах промышленной отрасли в контексте современных реалий, о модернизации и инновационных технологиях, о создании экспортно ориентированной техники, а также о поддержке предприятий в реализации инновационных проектов бизнеса в высокотехнологичной сфере.

«После распада СССР у нас остался очень мощный промышленный комплекс. Наша заслуга в том, что мы его сохранили, и он успешно развивается уже почти 30 лет. Современные тенденции развития машиностроения - электрификация и интеллектуализация транспорта. Это и цифровые двойники, и цифровые технологии. Наш институт в этом активно участвует, мы работаем со всеми крупными промышленными предприятиями отрасли. Наши клиенты - это БЕЛАЗ, МТЗ, МАЗ, «Белкоммунмаш» и так далее», — рассказал Сергей Поддубко.

По его словам, также важно развивать такое направление, как роботизация. «Современные технологии оснащаются огромным робототехническим комплексом. Например, не так давно мы были на одном из заводов Китая, где нам показали цех по сборке автомобилей. Его назвали «темный цех», так как там не нужно включать свет, роботы полностью заместили человека и выполняют все работы — делают автомобильные кузова, сварку, покраску. Получается, идет круглосуточная работа цехов», — отметил он и добавил, что роботизация невозможна без развития цифровизации.

Говоря о влиянии санкций, Сергей Поддубко отметил, что в свое время Объединенный институт машиностроения рассчитывал на контакты с другими странами в части цифровой электроники. «Сейчас появились определенные сложности, но благодаря тем заделам, которые у нас есть, мы работаем с нашими дружественными странами. В частности, с Китаем. Мы налаживаем отношения с ведущими поставщиками и производителями автомобильной техники. Эти контакты расширяются и развиваются. Думаю, мы будем и дальше успешно развиваться. Там, где мы потеряли какие-то связи, восстановим с новыми партнерами», — констатировал он.

Говоря об импортозамещении, заведующий лабораторией Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, профессор кафедры «Технология машиностроения» БНТУ Марат Белоцерковский отметил: «Одна из задач, которая перед нами стоит, — различными методами восстановить детали, которые на стыковочных узлах, автомобилях, сельскохозяйственной технике сделаны за рубежом. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Но мы этим занимаемся, и довольно успешно», — акцентировал внимание он.

«Также только мы на постсоветском пространстве занимаемся такой прорывной технологией, как нанесение относительно толстых металлических покрытий на полимерные изделия. Это нужно для космической сферы, беспилотного транспорта. Это очень востребованное направление. Как только мы провели эксперименты и сделали первые образцы, сразу же с нами заключила договоры корейская компания LG Electronics, и мы с ней два года сотрудничали, — сказал профессор. — Кроме того, у нас появились серьезные партнеры в лице китайских специалистов. Им очень нравятся наши нестандартные решения».

В целом, по его словам, у института разработано довольно большое количество разнообразных технологий, но до промышленного внедрения их не так просто довести. «У нас есть очень хорошая школа, и мы стараемся ее сохранить. Ведь самое главное воспитать молодое поколение, которое бы и дальше продолжило развивать нашу науку», — подчеркнул Марат Белоцерковский.

Источник: https://www.belta.by/pressconference/view/tehnologicheskij-suverenitet-belarusi-operezhajuschee-razvitie-ekonomiki-cherez-modernizatsiju-1514/

 

  • 1
  • 2
  • 3

 

X МНТК «Инновации в машиностроении»

kongress 2022УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Начат прием заявок и докладов для участия в X Международной научно-технической конференции «ИННОВАЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ», которая состоится 6–7 сентября 2023 г. на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.

Подробную информацию (о тематических направлениях, правилах приема рукописей, порядке оплаты организационного взноса, предварительном календаре конференции) вы можете прочесть на странице X Международная научно-техническая конференция «ИННОВАЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ».

Будем рады видеть вас среди участников форума!

Выставку «Беларусь интеллектуальная» принимал Гродно

grodnoС 16 по 19 марта в Гродно в Легкоатлетическом манеже прошла выставка научно-технических достижений «Беларусь интеллектуальная».

Выставочная площадка собрала 167 участников со всей страны, которые презентовали более 1000 экспонатов.

На выставке свои достижения и разработки демонстрировали ученые НАН Беларуси, представители учреждений образования, научно-исследовательских государственных и частных организаций страны, технопарков.

Схема экспозиций включала демонстрацию двух крупных кластеров, к которым относятся топ-разработки и крупные образцы беспилотной летательной техники и электротранспорта, представляемого Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси. Две локации соединялись другими кластерами, представляющими различные сферы, начиная от агропромышленного комплекса и гуманитарных наук и заканчивая лазерной техникой, микроэлектроникой и военными науками.

Особый акцент на выставке в Гродно был сделан на местных научно-технических разработках. Свои достижения представили прежде всего ведущие вузы региона.

 

  • 1
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 2
  • 20
  • 21
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Контакты

ул. Академическая, 12, 220072,
г. Минск, Республика Беларусь

телефон: +375 (17) 370 07 49
факс: +375 (17) 366 02 41
e-mail: info@oim.by