16–17 сентября 2021 г. на базе Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси проведена международная научно-техническая конференция «Инновации в машиностроении-2021». В этом году конференция собрала более 100 участников из Беларуси, России, Грузии, Армении, США и Индии.
Форум прошел в смешанном формате (очно и онлайн на платформе Jitsi Meet).
С приветственным словом к участникам обратились: Министр промышленности Республики Беларусь Петр Пархомчик, заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси член-корреспондент НАН Беларуси Петр Казакевич, заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям профессор Сергей Щербаков, руководитель аппарата НАН Беларуси академик Петр Витязь, академик-секретарь ОФТН НАН Беларуси академик Александр Ласковнев, главный конструктор по автомобильной технике ОАО «МАЗ» Павел Шабанов, директор некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин, директор Института механики машин им. Р. Двали академик НАН Грузии Тамаз Натриашвили.
В ходе пленарного и секционных заседаний учеными представлено 112 докладов.
Тематически доклады охватывали проблемы в областях проектирования, надежности, динамики, прочности, износостойкости машин и их компонентов, а также машиностроительных материалов и технологий.
В области проектирования и испытания машин и их компонентов наибольший интерес вызвали выступления, в которых рассматривались вопросы масштабного развития и применения методов компьютерного моделирования (цифровизация принципов конструирования и производства); использования искусственного интеллекта в моделировании и расчетах узлов и машин; создания и совершенствование методик выполнения сертификационных расчетов; методические вопросы разработки интеллектуальных мехатронных систем, сближение модельных и натурных испытаний машин и их ответственных узлов.
В области динамики, надежности и ресурса машин и их компонентов – интеллектуализация и цифровизация методов исследований и оценки надежности, динамики, технологии проектирования и изготовления машин и конструкций с представлением сложных технических объектов как многопараметрических и многомассовых систем; расширение примене-ния суперкомпьютерных грид-систем и облачных технологий.
Ученые, которые сегодня занимаются созданием современных машиностроительных материалов и технологий, акцентируют свое внимание, прежде всего, на расширении спектра исследований в области создания наноструктурированных композитов, а также материалов с многоуровневой иерархической структурой.
Во второй день конференции представителями компании MSC Software (г. Москва) посредством видеоконференции проведен круглый стол «Примеры эффективного использования Romax Nexus для разработки трансмиссий. Демонстрация работы».
В период работы форума участники смогли ознакомиться с новинками литературы в области механики, машиноведения и машиностроения. Экспозицию представила Республиканская научно-техническая библиотека.
Особый интерес вызвала выставка разработок ученых Объединенного института машиностроения в области электротранспорта. На ней были представлены опытные образцы электромобилей, элементы силовой установки собственной разработки, участок по сборке аккумуляторных батарей, а также уникальное стендовое оборудование.
Решением конференции 23 лучших пленарных и секционных докладов удостоены дипломов.
Напомним, что конференция проведена при поддержке Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь.
Информационную поддержку оказал международный научно-технический журнал «Механика машин, механизмов и материалов», его официальный интернет-сайт, а также интернет-сайт института.
РЕШЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Приглашаем принять участие в электроралли «Minsk ELECTRO-2021»!
25 сентября 2021 года на Республиканском полигоне для испытаний мобильных машин будет дан старт первому выпуску электроралли «Minsk ELECTRO-2021».
Его организаторами выступили Министерство транспорта Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, Белорусская автомобильная федерация и Центр контраварийной подготовки.
Программой мероприятия предусмотрены брифинг участников ралли, церемония торжественного открытия электроралли «Minsk ELECTRO-2021», выставка электротранспорта и компонентной базы, выпускаемой отечественными производителями, показательные выступления пилотов Центра контраварийной подготовки по экстремальному вождению автомобилей, а также катание на персональном электротранспорте.
Финишировать экипажи ралли будут у здания Объединенного института машиностроения НАН Беларуси (ул. Академическая, 12).
Там же состоится церемония награждения победителей.
Приглашаем желающих посетить это мероприятие, а владельцев электромобилей принять участие в первом выпуске «Minsk ELECTRO-2021»!
Желающим участвовать в ралли необходимо направить заявку организаторам соревнования в электронном виде на адрес: rallybelarus@gmail.com .
Прием заявок на участие в ралли осуществляет Белорусская автомобильная федерация.
Форма заявки размещена на сайте https://baf.by/?p=5567
Добро пожаловать на электроралли «Minsk ELECTRO-2021»!
Уважаемые коллеги!
17 сентября 2021 г. в рамках международной научно-технической конференции «Инновации в машиностроении-2021» с 15.00 до 17.00 состоится круглый стол «Примеры эффективного использования Romax Nexus для разработки трансмиссий. Демонстрация работы».
Докладчик – Гонтюк Алексей Павлович, старший технический эксперт, MSC Software RUS.
Для демонстрации планируется использование платформы MS Teams.
Для участия в круглом столе необходимо заполнить заявку и отправить на e-mail omvi2017@gmail.com.
Контактное лицо: Швец Дмитрий Александрович, тел +375(17) 378 24 46
Уважаемые коллеги!
26 августа после оценки международными экспертами международный научно-технический журнал «Механика машин, механизмов и материалов» включен в международную базу данных DOAJ (Directory of open access journals).
DOAJ — одна из самых известных баз данных в мире, которая индексирует высококачественные, рецензируемые журналы открытого доступа, периодические издания и метаданные их статей.
В DOAJ действуют строгие критерии отбора, поэтому включение журнала «Механика машин, механизмов и материалов» в данную базу подтверждает соблюдение журналом высоких стандартов открытого доступа к научной информации.
Поздравляем авторов и членов редколлегии журнала и желаем успехов в научной деятельности!
Уважаемые коллеги!
Напоминаем, что 16–17 сентября 2021 г. в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси состоится международная научно-техническая конференция «Инновации в машиностроении-2021».
ПРОГРАММА
16 июля 2021 года Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси принял участие в выставке электромобильной технике в рамках Дня электротранспорта в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень».
Специалисты института представили два электродвигателя, которые можно применять на легком и тяжелом электротранспорте, инверторы электропривода (номинальной мощностью 10 и 200 кВт), а также элементы тяговой аккумуляторной батареи.
«Сегодня мы представляем наши новинки, — рассказал Дмитрий Кабанов, заместитель начальника НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» института, — первая — это синхронный электродвигатель на постоянных магнитах с жидкостным охлаждением, который предназначен для легкового и легкого электротранспорта. Вторая — это асинхронный двигатель, предназначенный для электробусов, грузовиков, также с жидкостным охлаждением. По своим параметрам он в 2—2,5 раза лучше нынешних аналогов. Наш двигатель весит 216 кг, а близкие по параметрам аналоги — более 400 кг, и они гораздо больше по размеру».
Справочно. Мероприятие собрало широкий круг предприятий и компаний, деятельность которых связана с электротранспортом – представителей промышленного комплекса, ученых, компаний-импортеров электромобилей.
Среди участников выставки – BKM Holding, МАЗ, МТЗ, приборостроительный завод «Оптрон», резиденты Китайско-Белорусского парка «Великий камень», ПО «Белоруснефть», компании «БЕЛДЖИ», «Green cars», «РЭНЕРА» и другие.
Традиционно в день проведения Дня электротранспорта работала демонстрационная площадка, где были представлены последние новинки электротранспортной техники, а также элементы компонентной базы для электромобилей. Посетители выставки смогли ознакомиться с модельным рядом индивидуальных электротранспортных средств — электромотоциклами, электровелосипедами и электроскутерами. Программа мероприятия включала тест-драйвы, соревнования для любителей езды на моноколесах, а также заезд детских гоночных электрокартов, который был организован госкорпорацией «Росатом».
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси 29 июня 2021 года принял участие в выставке инновационных проектов на секции «Молодежь онлайн: цифровая среда будущего» в рамках VIII Форума регионов Беларуси и России. Институт представил на выставке VR-презентацию транспортных средств.
Как рассказал начальник отдела промышленного дизайна Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля Виктор Бохонко, VR-технология позволяет на начальной стадии проектирования производить оценку стилистических и цветографических решений разрабатываемых объектов (нарпимер, представленный в презентации МАЗ-271, перронный автобус автомобильного завода МАЗ для доставки пассажиров в аэропортах). Кроме того, технология дает возможность произвести анализ эргономических параметров, таких как обзорность с рабочего места водителя и досягаемость основных и вспомогательных органов управления.
Отдел промышленного дизайна — одно из ключевых подразделений института, — занимается дизайн-проектированием экстерьеров, интерьеров, рабочих мест и конструкций для различных типов транспортных средств.
Справочно. Форум регионов Беларуси и России — традиционное событие, которое на протяжении восьми лет проходит под эгидой верхних палат парламентов двух стран — Совета Республики Национального собрания Беларуси и Совета Федерации Федерального собрания России. В этом году мероприятие проходит в Беларуси и в Московской области с 29 июня по 1 июля и включает работу пяти секций, а также молодежный форум двух стран. Тема форума – «Научно-техническое сотрудничество России и Беларуси в эпоху цифровизации».
Уважаемые коллеги!
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси объявляет приeм в аспирантуру в 2021 году по специальностям:
• 05.02.08 – технология машиностроения (1 место – дневная форма обучения);
• 01.02.06 – динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры – 1 место (дневная форма обучения).
Прием документов для поступления в аспирантуру осуществляется с 1 августа по 30 сентября 2021 года.
На период вступительных экзаменов для лиц, поступающих в аспирантуру, общежитие не предоставляется.
Правила приема в аспирантуру НАН Беларуси смотрите на сайте Института подготовки научных кадров НАН Беларуси - http://ipnk.basnet.by/.
Контактная информация:
Ответственный за работу аспирантуры и докторантуры
Малашенко Елена Семеновна
тел.: +375 (017) 380 16 31, каб. 201-б.
7 июня 2021 года генеральный директор государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» Сергей ПОДДУБКО и ректор учреждения образования «Брестский государственный технический университет» Александр БАХАНОВИЧ подписали Соглашение о сотрудничестве.
Как отметили подписанты, Соглашение закрепило давние взаимовыгодные партнерские отношения.
Его целью является объединение усилий сторон в сфере повышения качества науки и образования, дальнейшую работу по совершенствованию профессионального мастерства и компетенций сторон.
Соглашением предусматривается академический обмен знаниями и опытом, проведение совместных научных исследований в рамках государственных научных, научно-технических программ, а также совместных проектов, подготовку специалистов высшей квалификации, организация стажировок, взаимное участие в международных (республиканских) научно-технических форумах, организаторами которых являются стороны Соглашения.
4 июня 2021 года во время посещения предприятия «Гранит» (г. Микашевичи) Президенту Беларуси Александру ЛУКАШЕНКО представили новую совместную разработку МТЗ и Национальной академии наук — робототехнический комплекс на базе трактора Беларус-3523, оснащенный плугом.
Ученые Объединенного института машиностроения НАН Беларуси продемонстрировали Главе государства систему управления макетным образцом робототехнического комплекса, которая обеспечивает режимы дистанционного управления оператором по средствам радио и GSM каналов беспроводной передачи данных, а также выполнение ряда заданных сельскохозяйственных операций в автономном режиме движения.
Александр ЛУКАШЕНКО остался доволен работой белорусских специалистов. Он отметил, что промышленные предприятия и ученые не хуже айтишников. Наверное, их подстегивает конкуренция, отметил Президент. «Собрали ребят — они работают, создают готовый продукт. Не просто программное обеспечение в Америку отдают, а создают то, что нам сегодня нужно», — заявил он (https://president.gov.by/ru/events/poseshchenie-rupp-granit).
По словам начальника НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Александра БЕЛЕВИЧА, в настоящее время специалистами института и работниками ОАО «Минский тракторный завод» экспериментально апробирована работа робототехнического комплекса с оборотным плугом, что является одной из наиболее сложных сельскохозяйственных операций к точности управления и объема задействованных агрегатов базового шасси.
Система управления робототехнического комплекса выполнена на базе многоуровневой архитектуры, что обеспечивает гибкость модификации системы. Наработки центра в области распределенных систем управления позволили создать макетный образец в сжатые сроки.
ОНТ. Программа «Контуры» https://ont.by/news/prodolzhenie-razvitiya-nezavisimo-ot-vneshnego-davleniya-itogi-poezdki-lukashenko-v-mikashevichi
Официальный сайт Президента Республики Беларусь https://president.gov.by/ru/events/poseshchenie-rupp-granit
БЕЛТА https://www.belta.by/president/view/o-zaschite-svoego-rynka-i-intellektualnyh-karjerah-podrobnosti-vizita-lukashenko-na-granit-444513-2021/
Беларусь 1. Программа «Панорама» https://www.tvr.by/news/prezident/zashchita_sobstvennogo_rynka_i_novye_napravleniya_dlya_eksporta_prezident_proinspektiroval_rabotu_pr/?sphrase_id=1904805
ОНТ. Программа «Наши новости» https://ont.by/news/lukashenko-v-mikashevichah-sankcij-u-nas-ne-budet-a-esli-budet-v-nashu-polzu
СТВ. Программа «Новости «24 часа» https://www.ctv.by/prezident-belarusi-na-granite-kakoy-smysl-vkladyvat-polmilliarda-dollarov-esli-nekuda-devat-etu
Газета «СБ Беларусь Сегодня» https://www.sb.by/articles/tverdaya-postup-granita.html
29 мая 2021 г. в рамках празднования 75-летия Минского тракторного завода прошла презентация макетного образца беспилотного трактора Belarus 3523i.
Машина разрабатывалась совместными усилиями инженеров Управления конструкторско-экспериментальных работ № 1 Минского тракторного завода и специалистов Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси.
Специалистами Объединенного института машиностроения НАН Беларуси создан программно-аппаратный комплекс удаленного и автономного управления всеми системами трактора, навесным и рабочим оборудованием. Комплекс оснащен системой компьютерного зрения.
Машина оснащена GPS-навигацией и системой точного земледелия компании Topcon. Применена инфраструктура высокоскоростной передачи данных посредством 5G-технологии компании ООО «Облачные технологии».
На тракторе установлены дизельный двигатель мощностью 350 лошадиных сил, трансмиссия с редуктором и электромеханическим приводом, который обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости. Также предусмотрены передние и задние навесные устройства высокой грузоподъемности, передний и задний валы отбора мощности.
Новый трактор предназначен для выполнения сформированных оператором заданий, которые могут передаваться удаленно через сотовую связь или же на съемном носителе.
Беспилотный Belarus 3523i способен одинаково эффективно работать как в дневное, так и в ночное время, позволяет существенно снизить расход топлива, а используемая в его конструкции гибридная электроустановка даёт возможность уменьшения выбросов вредных веществ в 10 раз по сравнению с обычными тракторами.
Информационное агентство БЕЛТА — https://www.belta.by/video/getRecord/7377/
Телеканал «Беларусь 1» —https://www.tvr.by/news/obshchestvo/mtz_predstavil_pervyy_v_belarusi_bespilotnyy_traktor
Информационный портал Onliner.by — https://auto.onliner.by/2021/05/29/mtz-bespilotnik?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1622441400000
Информационно-новостной портал NewsBel.by — https://newsbel.by/05/29/mtz-segodnya-predstavil-pervyy-v-belarusi-bespilotnyy-traktor/
Аналитическая газета «Белорусы и рынок» — https://belmarket.by/news/2021/05/30/news-45884.html
Онлайн-издание 3DNews Daily Digital Digest — https://3dnews.ru/1040771/v-minske-pokazali-perviy-belorusskiy-bespilotniy-traktor-belarus-3523i
Газета «Комсомольская правда» — https://www.kp.by/online/news/4310819/
Уважаемые коллеги!
Вышла в свет рекламная брошюра о Республиканском полигоне для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.
Республиканский полигон для испытаний мобильных машин — созданная впервые в Республике Беларусь собственная «база» для проведения сертификационных испытаний транспортных средств в дорожных условиях на специализированном полигоне с нагрузкой на одиночную ось до 20 тонн.
Работа полигона нацелена на подготовку и проведение исследовательских испытаний опытных образцов автомобильной, дорожной, специальной техники, разработку методологии обеспечения безопасности транспортных средств, а также разработку рекомендаций по совершенствованию её эксплуатационных свойств и потребительских качеств.
В брошюре наглядно, с соблюдением баланса между количеством текста и визуальной составляющей дана информация о преимуществах, испытательных мощностях и оборудовании, видах испытаний транспортных средств на полигоне.
Фотографии поддерживают краткие статистические сведения и факты, базовую текстовую информацию.
Ознакомиться с брошюрой и скачать можно по ссылке
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси с 6 по 9 апреля 2021 г. принял участие в крупнейшем промышленно-технологическом форуме в составе широко известной выставки «Сварка и резка».
Важной частью экспозиции стенда были устройства для нанесения защитных покрытий методом гиперзвуковой металлизации и газопламенного напыления порошков термопластичных полимеров.
На стенде института были также представлены технология для нанесения защитных покрытий методом центробежной индукционной наплавки и резцы, оснащенные пластинами сверхтвердого композиционного материала на основе кубического нитрида бора.
Все посетители получили уточняющую информацию по представленным разработкам.
Справочно. На 20-й международной специализированной выставке «Сварка и резка-2021» продемонстрированы оборудование и технологии для сварки разнообразных материалов, их резки, наплавки, пайки и термической обработки; приборы контроля; непосредственно материалы; оборудование для сварки оптических волокон, сварки под водой и в космосе и т.д. Тематика этого промышленно-технологического форума охватывает широкий спектр технологий в сфере металлообработки, сварки, машиностроения, литейного производства, конструкционных материалов, ресурсосбережения, промышленной автоматизации и освещения.
29 января 2021 года Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси принял участие в выставке достижений и наиболее значимых результатов научно-технической и инновационной деятельности в рамках Дня белорусской науки.
Ученые института продемонстрировали каркасно-панельный электромобиль «ACADEMIC ELECTRO» и масштабный макет «Электрогрузовик МАЗ 4381 EE».
ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКИ, ЭЛЕКТРОКОМБАЙНЫ И ЛЕГКОВЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ – НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ БЕЛОРУССКИЕ УЧЕНЫЕ
Заместитель начальника НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Дмитрий Кабанов рассказал корреспонденту БЕЛТА о последних разработках белорусских ученых в сфере электротранспорта.
НАН Беларуси представила сегодня на выставке ко Дню белорусской науки макетный образец каркасно-панельного электромобиля Academic Electro. Он предназначен для перевозок по закрытым территориям (без выезда на дороги общего пользования) и рассчитан на двух пассажиров. Максимальная скорость — 50 км/ч. Каркасно-панельный тип кузова позволяет осуществлять выпуск мелкими сериями под требования заказчика.
«Его особенность в том, что силовая часть кабины не содержит металлических элементов: она сделана из стеклопластика. Вся управляющая электроника разработана и изготовлена у нас. Это электромобиль для закрытых территорий (лесные хозяйства, парки, предприятия). Если на это будет спрос, можно доработать эту модель, чтобы она могла ездить по дорогам общего пользования», — рассказал Дмитрий Кабанов.
Первый экспериментальный образец белорусского электромобиля был разработан на базе Geely. По словам ученого, сейчас он используется как испытательная лаборатория: на нем отрабатывают новую элементную базу.
Еще один проект — минивэн на базе Joylong. «У нас достигнута договоренность о партнерстве с этим производителем. В случае реализации проекта компания будет поставщиком машинокоплектов, то есть кузова. А система электропривода, аккумуляторные батареи, управляющая электроника будут производиться в Беларуси. Это позволит достичь высокой степени локализации», — отметил Дмитрий Кабанов.
Объединенный институт машиностроения НАН реализует совместные проекты с рядом белорусских предприятий. Вместе с МАЗом разрабатывается электрогрузовик, который будет оснащен разработанной в институте электрической силовой установкой. «А результат нашей работы с МТЗ — электрический комбайн для заливки льда на катках. В этом году уже планируется выпуск первой серийной партии этих машин и поставка клиентам. Наш институт разработал электрическую силовую установку для этой машины», — добавил ученый.
Сегодня в НАН Беларуси проходит выставка достижений и наиболее значимых результатов научно-технической и инновационной деятельности «День белорусской науки – 2021». Ученые и исследователи страны представили около 400 инновационных разработок. Свои результаты продемонстрировали организации НАН, министерств образования, промышленности, здравоохранения, связи и информатизации, МЧС, Государственного комитета по науке и технологиям.
Источник: БЕЛТА. 29.01.2021.
https://www.belta.by/economics/view/elektrogruzoviki-elektrokombajny-i-legkovye-elektromobili-nad-chem-rabotajut-belorusskie-uchenye-426333-2021/