Города не хотят задыхаться в смоге. Но как быть, если без транспорта невозможно, а вредные выбросы от него буквально отравляют жизнь? Проблему решает электротранспорт. Его развитие сегодня — глобальный тренд. Число электромобилей в мире в 2015 году достигло 1,26 млн, лидеры по продажам — Китай и США. Европа тоже подтягивается. По прогнозам, доля машин, которым нужна электророзетка, будет постоянно расти и к 2030 году может достигнуть 30% от объема продаж. Все больше мегаполисов выбирают для себя «чистый» транспорт: электротакси стали привычной частью пейзажа в Пекине, Мадриде, Барселоне, Дублине, Киеве, Харькове, Москве, Сочи. Есть и другой момент: КПД привычного двигателя внутреннего сгорания, сжигающего ценное углеводородное топливо, — всего 30 — 40%, а у экологически безопасного электропривода эффективность доходит до 90%! На этот путь мы уже встали. В декабре на улицах Минска появятся первые электробусы Vitovt, собранные на заводе «Белкоммунмаш». А специалисты Объединенного института машиностроения НАН Беларуси занялись разработкой первого отечественного электромобиля. Научного потенциала, которого требует эта задача, у нас достаточно. Техникой нашего недалекого будущего поинтересовалась корреспондент «СБ».
Над созданием электромобиля работают специалисты Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, который выступает одновременно и главным действующим лицом, и консолидатором усилий других участников в этом направлении. Развитие электротранспорта, эффективного и экологически безопасного, — мировой тренд. И у нас достаточно научного потенциала, чтобы ему соответствовать. Ведь только подумать: привычный двигатель внутреннего сгорания сжигает ценное углеводородное топливо, в атмосферу выбрасываются тонны вредных веществ, и при этом его КПД едва достигает 30 — 40 %. А у экологически безопасного электропривода эффективность доходит до 90 %!
Отечественный электрокар планируется делать на базе легкового автомобиля Geely компании «Белджи».
— Схема, когда в электромобиль превращают серийный, классический автомобиль, — самая дешевая. Почти все производители — «Фольксваген», «Ситроен», «Пежо» — пошли по этому пути: наряду с серийными авто с двигателем внутреннего сгорания у них с конвейера сходят версии и гибридные, и электрические, — вводит в курс дела гендиректор Объединенного института машиностроения, кандидат технических наук Сергей Поддубко.
Сейчас «Белджи» собирает автомобили на предприятии в Борисове, но уже строится крупный завод по их производству на площадке между Борисовом и Жодино. Отличий в дизайне у экологичной версии, которую назвали Belgee electro, не будет — ее внешний вид полностью повторит серийный вариант. Единственным опознавательным знаком станет логотип с зеленым листком. А вот «начинка» стоит того, чтобы на ней остановиться поподробнее. Конечно, структурно все электромобили в мире похожи: электродвигатель, система управления, накопитель энергии. Но у каждого производителя имеются свои ноу–хау, которые держатся в секрете. Есть они и у нас.
— Во–первых, разработаны свои алгоритмы, заложенные в систему управления. А это очень сложный узел — многоуровневый, интеллектуальный, на основе микропроцессорных систем. Во–вторых, сделан свой электропривод. И, в–третьих, в перспективе будет использоваться отечественный накопитель электроэнергии. Над этим мы работаем в сотрудничестве с НПЦ по материаловедению НАН Беларуси. Там уже создан материал на основе графенов и есть опытные образцы накопителя. Его характеристики обнадеживают. В лабораторных условиях он показал высокую эффективность при меньшей стоимости по сравнению с аналогами. Так что отечественный электромобиль будет чисто белорусским, — подчеркивает Сергей Поддубко.
Это важный момент и с точки зрения законодательства Таможенного союза, которое устанавливает конкретные условия для промышленной сборки. Согласно им уровень локализации, то есть производства компонентов для нее внутри страны, должен достигать 70%. В случае с Belgee electro на это делается акцент еще на стадии разработки.
Предполагается, что наш электрокар будет развивать скорость до 90 км/ч, а одной зарядки ему хватит на пробег в 150 километров. Уровень шума — низкий. Кстати, бесшумность электромобилей, которая, казалось бы, должна стать преимуществом, оказалась их проблемой. Окружающие, которые привыкли к «звучанию» машин, просто не реагируют на его движение. Поэтому шум приходится имитировать, добавлять искусственно. Из плюсов — экономия на заправке: траты на нее будут во много раз меньше, чем у владельцев бензиновых или дизельных машин. Также электромобиль гораздо проще в эксплуатации и обслуживании. Все его компоненты герметичны, не требуют трудоемкого технического обслуживания.
Но есть и два существенных минуса, в принципе тормозящих развитие электротранспорта во всех странах: неразвитая инфраструктура сети зарядных станций и высокая на сегодня стоимость.
— Пока стоимость электромобилей значительно выше обычных. Например, цена серийного Belgee — около 13 тысяч долларов, а в электроварианте — ориентировочно около 30 тысяч. Существенная разница объясняется новыми применяемыми технологиями, новыми материалами, отсутствием массового производства компонентов. Но цена быстро уменьшается. Совершенствуются накопители, удешевляются сами двигатели, — Сергей Поддубко полагает, что, когда производство выйдет на серийный уровень, стоимость будет приемлемой. — За рубежом производят электротранспорт чаще под заказ, например, городов, которые заботятся о своей экологии. Во всем мире для стимулирования развития этого вида транспорта есть налоговые преференции на уровне государства, компенсации, удешевление энергии для зарядки. У нас, к сожалению, такой практики нет, но, думаю, это дело будущего.
Пока же инициаторы в качестве перспективы по использованию отечественных электромобилей видят проект по созданию в городах электротакси. Город сам может ввести преференции для развития экологически чистого таксопарка, закупить такие автомобили и создать сеть зарядных станций. Ведь Минск уже идет по пути улучшения своей среды, например, приобрел около десяти автобусов на газомоторном топливе, они успешно эксплуатируются и выбросов в атмосферу меньше. Но чтобы говорить об электротакси предметно, сначала нужно показать сам автомобиль с хорошими характеристиками. Монтаж электромобиля начнут уже в конце этого года, а весной планируются его испытания на полигоне. Если все пойдет по плану, то к концу 2017–го его продемонстрируют публике.
На предприятии «Белкоммунмаш» уже сделаны две модели электробуса Vitovt, которые будут работать в Минске, подзаряжаясь на конечных станциях. На городские маршруты они выйдут в декабре, а в 2017 году их будет курсировать уже 20.
Зарядной станцией для электромобилей может быть и обычная розетка, но все же популярность таких авто зависит и от городской «зарядной» инфраструктуры. Пока ее у нас, можно сказать, нет. Работающих станций единицы: бесплатная, принадлежащая компании E–cars в Минске, на АЗС в Ошмянах и Гомеле, на 57–м километре трассы М6... Так что путешествовать на электрокаре по Беларуси вряд ли выйдет. И это проблема. В «Белэнерго» рассматриваются разные сценарии создания такой сети. Ведь развитие электротранспорта может стать одним из способов интеграции Белорусской АЭС в баланс нашей энергосистемы. Кстати, сейчас законодательство не накладывает никаких ограничений: коммерческую зарядку может сделать любой. Однако существующие тарифы на электроэнергию и отсутствие преференций делают это невыгодным.
Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА
Сотрудники Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля института приняли участие в XIX ежегодной конференции пользователей «MSC Software: комплексные технологии виртуальной разработки изделий. Опыт применения на предприятиях СНГ и стран Балтии» (Москва).
Андрей Колесникович, Альберт Выгонный, Алексей Шмелев представили доклад «Методика валидации динамической модели и оптимизация привода управляемых осей многозвенного автопоезда в MSC.ADAMS». По итогам конкурса доклад занял II место и отмечен сертификатом, врученным докладчику и соавторам на церемонии закрытия форума.
Справочно. Корпорация MSC Software является мировым лидером в разработке и поставке программных продуктов, систем и услуг в области компьютерных систем инженерного анализа (САЕ). Для повышения эффективности применения компьютерных систем инженерного анализа корпорация MSC Software во всем мире проводит ежегодные конференции пользователей. На XIX конференции были представлены последние достижения и разработки пользователей программного обеспечения MSC.Software при решении задач анализа конструкций и виртуального моделирования сложных машин и механизмов на различных этапах проектирования, производства и эксплуатации, а также последние новшества программного обеспечения MSC Software и дальнейшие планы его развития.
По информации организационного комитета, на конференцию заявлено 454 участника из 104 организаций, 34 городов и 4 стран. В форуме приняли участие представители различных отраслей промышленности, включая аэрокосмическую, энергетическую, авиастроение, автомобилестроение и общее машиностроение (ПАО «Туполев» г. Москва, АО «РКЦ «Прогресс» г. Самара, ПАО «НПО «Сатурн» г. Рыбинск, АО Нижегородский авиазавод «Сокол» г. Нижний Новгород, АО «ОКБМ Африкантов» г. Нижний Новгород, SIACENTRECOMPOSITE г. Рига ООО, «Прогресстех-Дубна» г. Дубна и др.), и ведущих технических ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ (Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород; Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва; Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г. Москва; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), г. Санкт-Петербург; Московский политехнический университет, г. Москва и другие).
За несколько часов создать корпус квадрокоптера с нуля из многослойного композита, представить стратегию по выводу на рынок детали для беспилотника и в кратчайшие сроки рассчитать прочность его элементов довелось команде молодых ученых, принявших участие в первом чемпионате мира по композиционным материалам Composite Battle World Cup 2016 в Казани.
Создание композитов — многокомпонентных и обладающих уникальными свойствами материалов — на вершине мировых научных тем. С развитием технологий это направление вышло за рамки аэрокосмической и оборонной промышленности и все чаще задействуется в повседневной жизни. При изготовлении спортивных снарядов (например, профессиональных хоккейных клюшек), посуды, мебели, транспорта, смартфонов...
Чемпионат мира, собравший 15 команд из девяти стран, включая Россию, Беларусь, Германию, Италию, Индию и Китай, своей целью ставил кооперацию молодых ученых, занятых в этой области, и конверсию — переход технологий на гражданские рельсы. Первое состязание было решено посвятить 55–летию полета человека в космос.
В белорусской команде «CompAS» было семь участников — представителей Объединенного института машиностроения и НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси. Всем им еще нет 30 лет, таковы условия. Состязание состояло из нескольких этапов.
Например, капитан команды Полина Золотая на английском языке представляла бизнес–проект по коммерческому продвижению на рынок композитного воздушного винта для беспилотников. Причем эта деталь — реальная разработка нашего Центра многофункциональных беспилотных комплексов.
Дмитрий Орда, еще один участник команды, поясняет: «Сейчас все винты изготавливаются из дерева, мы же предлагали вариант, сделанный полностью из углеродной ткани со специальной пропиткой. Это упрощает его производство, ведь дереву сложно придать нужную форму и характеристики». Бизнес–стратегия учитывала анализ рынка, просчет рентабельности и прочее. А, например, Алексею Омелюсику в другом конкурсе нужно было рассчитать рессору беспилотника, подобрать параметры укладки композита уже на заданных условиях.
По словам Олега Елового, заместителя генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН, приглашенного на чемпионат в качестве эксперта, жюри было впечатлено выступлением белорусов. Особо отмечалась творческая научная жилка, которая теряется во многих странах. В результате мы заняли четвертое место из пятнадцати. Закономерный итог — приглашение на очередной мировой чемпионат, который пройдет в следующем году в Китае. Не менее ценны и международные контакты, которые наши ребята смогли завязать в атмосфере творчества и взаимного интереса.
Советская Белоруссия № 215 (25097). Среда, 9 ноября 2016
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА
Автор фотографии: Александр СТАДУБ
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/obshchestvo/article/po-pravilam-kompozitsii.html
Молодые ученые Объединенного института машиностроения НАН Беларуси в составе сборной команды Национальной академии наук Беларуси 29 октября 2016 г. примут участие в Чемпионате мира по композитам Composite Battle World Cup Kazan 2016 и международной конференции по композитным технологиям (г. Казань, Российская Федерация).
В состав команды «CompAS» помимо четырех представителей Объединенного института машиностроения НАН Беларуси входят работники Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов. Руководитель делегации — заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Олег Еловой, эксперт конкурса; докладчик на конференции — главный инженер НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов Михаил Лузан.
В Программу чемпионата включены: брейн-ринг — интеллектуальные соревнования по ответам на скорость, технологический конкурс — изготовление изделия из композитов, расчет конструкции — проектирование и расчет на прочность композитной конструкции, бизнес-кейсы — конкурс идей по коммерциализации композитных разработок.
Кроме того, участники чемпионата представят «домашние задания» — видеоролик о команде, бизнес-кейс, а также примут участие в конкурсе капитанов.
Для гостей планируется проведение мастер-классов специалистов-композитчиков мирового уровня, конкурса инноваций школьников, экскурсионная программа.
Напомним, что Чемпионат мира по композитам проводится впервые. В нем примут участие молодые ученые и специалисты из 15 стран, в том числе из России, Беларуси, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Китая и других.
По мнению организаторов, цели чемпионата — дальнейшая популяризация и продвижение отрасли композиционных материалов среди молодых инженеров и студентов, развитие кадрового потенциала отрасли в рамках импортозамещения.
Желаем участникам конкурса упорства, убедительных побед и ярких впечатлений!
Сайт Composite Battle World Cup Kazan 2016 — http://cb.emtc.ru/
Уважаемые коллеги!
На сайте института в разделе «Конгресс-2016» размещена программа VII Белорусского конгресса по теоретической и прикладной механике «Механика-2016».
ПРОГРАММА КОНГРЕССА
Пожалуй, каждому автомобилисту, равно как и всем тем, кто сталкивался в своей жизни с ремонтом какой-либо техники, после изнурительных поисков сломавшейся или утерявшейся детали незамысловатой формы приходила в голову мысль «как же здорово иметь под рукой такое устройство, которое может в точности воссоздать нужную тебе деталь». Именно таким устройством является 3D-принтер. С недавнего времени таким собственным принтером обзавелся Объединенный институт машиностроения (ОИМ) НАН Беларуси.
Сегодня этот принтер полезен для создания презентационных масштабных макетов разрабатываемой мобильной техники, то есть для сопровождения работ отдела дизайна и проектирования Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) ОИМ НАН Беларуси.
При разработке нового дизайна можно продемонстрировать созданную 3D-модель на экране монитора, но эффективнее показать и проанализировать масштабную модель, которая изготавливается в том числе при помощи трехмерной печати. 3D-принтер позволяет изготовить изделия сложной формы, которые крайне сложно выполнить стандартными способами обработки материала. «Например, в модели троллейбуса это передняя часть корпуса, панель управления в кабине, – рассказывает директор РКЦМП ОИМ НАН Беларуси Алексей Шмелев. – А для компании Stadler недавно печатались тележки вагонов».
Некоторые детали макетов с течением времени приходится обновлять, что-то нужно переделывать, поэтому появившийся у института собственный 3D-принтер значительно упростил работу. Дело в том, что ранее сотрудникам отдела при выполнении задания по разработке макета приходилось обращаться к сторонним организациям, а это потеря времени и значительная (от 3 до 5 раз) переплата.
В отделе дизайна и проектирования имеется макетная мастерская, где из отпечатанных и раскроенных деталей собирается готовая макетная модель. Камера данного принтера позволяет печатать изделия размером 25х25х30 см. Крупногабаритные модели склеиваются из нескольких отпечатанных элементов. Вся обработка происходит в указанной макетной мастерской, где в данный момент, например, собирается перспективная модель седельного тягача МАЗ (в масштабе 1:5) в обновленном дизайне. Сборка ведется из нескольких десятков элементов, в том числе изготовленных на трехмерном принтере.
В планах отдела – изготовление масштабной модели разрабатываемой в центре мобильной машины для коммунальных служб, в которой применен перспективный дизайн. В данный момент разрабатывается ее трехмерная модель. Изготовление макета с использованием 3D-принтера запланировано на октябрь этого года. Печатающей машине предстоит месяц непрерывной работы.
Другое направление, где используется данный принтер, – изготовление опытных деталей, например, какого-либо узла для интеграции в уже работающую систему. Заместитель директора РКЦМП ОИМ НАН Беларуси Алексей Талалуев (на фото внизу) демонстрирует одну из недавних напечатанных работ – корпус перспективного блока управления системой активной подвески машины МЗКТ.
И третье направление – работы по топологической оптимизации, которые сейчас ведутся совместно с холдингом «БелАЗ». Например, в конструкции самосвала имеется такая ответственная деталь, как передняя балка, на которую крепятся поворотные кулаки с колесами. «Мы искали решение значительно снизить ее вес, при этом не потеряв прочности, – рассказывает А.Шмелев. – То есть нужно было оптимизировать конструкцию и форму». В соответствии с расчетной схемой (нагрузки, режимы работы) была разработана новая модель, которая имеет ряд оригинальных решений.
Данный метод топологической оптимизации в последнее время стал очень популярен и во многом благодаря развитию аддитивных технологий, позволяющих изготовить деталь или конструкцию практически любой формы, без кропотливых технологических проработок. Каждый раз после построения оптимизированной 3D-модели очень важно увидеть ее наглядно, тут весьма кстати подходит трехмерный принтер. К сожалению, у БелАЗа сегодня нет возможности изготовить деталь в натуральную величину. Поэтому даже напечатанный образец значительно помогает конструкторам. Это новая методология в конструкторской сфере, освоение которой успешно продвигается в компьютерном центре.
«Ранее, когда мы презентовали какие-либо новые решения, например, на заводе, объяснять те или иные преимущества по картинке было весьма непросто, – рассказывает Алексей Васильевич. – Сейчас же мы имеем возможность подготовить напечатанный масштабный образец, который во время презентации передается из рук в руки и дает всем однозначное наглядное представление. Причем наши заказчики оценили данное преимущество и теперь помимо 3D-моделей они просят распечатать трехмерный образец на принтере».
Активно пользуются возможностями технологий 3D-печати и другие подразделения института при изготовлении как оригинальных, так и вышедших из строя деталей для разрабатываемых в институте приборов и оборудования. Найти такую деталь практически невозможно, а изготовить традиционными способами весьма затратно.
Таким образом, принтер ОИМ НАН Беларуси работает преимущественно по заказам НИОКР промышленности. Это притом, что подобные услуги также востребованы среди других организаций в структуре Академии наук. Например, понадобилось ученому изготовить образец какой-либо разработки, изделия и т.д., он обращается в ОИМ НАН Беларуси. Оформив соответствующий заказ и оплатив услуги, получает в кратчайшие сроки изделие, которое может продемонстрировать руководству, заказчику или на выставке. Но пока наши ученые либо не используют подобные современные технологии, либо обращаются в сторонние организации, в то время как такие работы могли бы выполняться на принтере, уже имеющемся в Академии наук.
То есть в идеале это высокотехнологичное оборудование должно работать по принципу созданных на базе НАН Беларуси центров коллективного пользования. При этом бы экономились деньги академических организаций, да и принтер окупался бы гораздо быстрее. А поскольку 3D-принтеров в организациях НАН Беларуси прибавляется (с различными характеристиками и возможностями), целесообразно ставить вопрос об их коллективном использовании для соответствующих целей.
Максим ГУЛЯКЕВИЧ
Фото автора, «Навука», № 33(2604), 15 августа 2016 г.
Государственное научное учреждение «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» объявляет приeм в докторантуру и аспирантуру в 2016 году по специальностям:
ДОКТОРАНТУРА:
АСПИРАНТУРА:
Прием документов для поступления в докторантуру и аспирантуру осуществляется с 1 августа по 30 сентября 2016 года.
На период вступительных экзаменов для лиц, поступающих в аспирантуру, общежитие не предоставляется.
Правила приема в аспирантуру НАН Беларуси смотрите на сайте Института подготовки научных кадров НАН Беларуси.
Контактная информация:
Ответственный за ведение дел по аспирантуре – МАЛАШЕНКО Елена Семеновна;
тел.: +375 (017) 380 16 31
ком. 104, ул. Академическая, 12, г. Минск
3 июня 2016 года в НАН Беларуси под председательством Первого заместителя Председателя Президиума НАН Беларуси Сергея Чижика состоялось совещание по вопросам внедрения разработок организаций НАН Беларуси в серийном производстве предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь.
В мероприятии принял участие Министр промышленности Республики Беларусь Виталий Вовк, руководители ведомства, представители научных организаций и предприятий Академии наук. На совещании с презентацией конкретных разработок и проектов, которые уже сегодня готовы для внедрения на промышленных предприятиях страны, выступили представители: НПЦ НАН Беларуси по материаловедению, Института тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова, Объединенного института машиностроения, Физико-технического института, ГНПО порошковой металлургии, Института физики, Объединенного института проблем информатики и НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства.
На совещании с докладом «Разработки для машиностроительного комплекса» выступил генеральный директор Сергей Поддубко.
По результатам совещания будут сформированы предложения по совершенствованию дальнейшей совместной работы организаций НАН Беларуси и Министерства промышленности.
Источник: http://nasb.gov.by/rus/news/1169/
Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 02-09/141 от 14.03.2016 «О возможных последствиях нарушения требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины для работника».
Электронный вариант письма размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
31 марта 2016 г. генеральный директор Сергей Поддубко по приглашению директора отдела маркетинга и продукции Международной корпорации Geely Чжэн Венда принял участие в Совещании по вопросам сотрудничества в области сертификации автомототехники (г. Москва).
Во время встречи с Никлом Лоу, генеральным директором по омологации Bereau Veritas Automotiv Prodact SBU, и Лай Юньцзяном, менеджером Geely Motors LLC по международной торговле, обсуждены вопросы:
– cертификация проектов Geely в 2016–2017 годах;
– оценка ресурсов и возможностей государств–членов Таможенного Союза;
– cертификация и тестирование проектов BELGEE CKD для локализации компонентов и проведения работ по испытаниям комплектного автомобиля;
– дальнейшее сотрудничество по созданию совместного предприятия для проведения работ по испытаниям.
Итогом встречи явилось подписание Протокола Совещания о создании совместного предприятия Technical Service Body (Орган по техническому обслуживанию) для проведения работ по испытаниям комплектного автомобиля на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси с участием Geely Motors LLC и Bereau Veritas Automotiv Prodact SBU.
Протоколом предусмотрено оформление и регистрация совместного предприятия, а также разработка стратегии и плана действий на 2016 год.
В марте 2016 года генеральный директор Сергей Поддубко принял участие в 94-й международной научно-технической конференции «Беспилотные транспортные средства: проблемы и перспективы», которая прошла в НГТУ им. Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород, Россия) и выступил с докладом «Перспективы развития беспилотных транспортных систем в Республике Беларусь».
Во время встречи с Анатолием Грошевым, директором Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева, обсуждался достигнутый технический уровень в области создания беспилотных транспортных средств ведущими инжиниринговыми центрами Российской Федерации, было предложено рассмотреть вопрос интенсификации работ в области беспилотного транспорта и робототехники в Республике Беларусь.
Итогом визита явилось подписание соглашения о сотрудничестве государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» и НГТУ им. Р.Е. Алексеева в проведении научных исследований в области создания наземных транспортных средств, в том числе беспилотных. Соглашением также предусмотрена совместная работа в образовательной сфере.
Напомним, что конференция организована Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация автомобильных инженеров» совместно с Институтом сертификации автомототехники (ИНСАТ) и Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева (НГТУ). Основной целью конференции стали обмен информацией, обсуждение проблем и установление сотрудничества в области разработки, исследований, производства и эксплуатации беспилотных транспортных средств.
Сегодня Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко посетил Республиканский полигон для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. В данном мероприятии приняли участие Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков, Министр промышленности Виталий Вовк, Председатель ГКНТ Александр Шумилин и заместитель председателя Госстандарта Сергей Ивлев.
В ходе посещения генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко, директор полигона Сергей Кот и его заместитель по технической экспертизе Дмитрий Сидоренко ознакомили гостей со структурой и основными направлениями деятельности Республиканского полигона, его материально-технической базой. Были продемонстрированы разработки института и натурные испытания мобильной техники ряда белорусских машиностроительных предприятий — МАЗ, МЗКТ, Белкоммунмаш, Белджи. Вице-премьеру было доложено о результатах финансово-хозяйственной деятельности полигона в 2014–2015 годах и перспективах развития уникального по своим техническим характеристикам испытательного полигона.
Владимир Семашко принял личное участие в процессе полигонных испытаний автомобиля Белджи.
При обсуждении вопросов импортозамещения услуг по сертификации выпускаемой в Беларуси автомобильной техники и автокомпонентов к ней заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Владимиром Семашко дан ряд поручений Министерству промышленности, Государственному комитету по науке и технологиям, Государственному комитету по стандартизации, Национальной академии наук Беларуси, концерну «Белнефтехим». Среди них – подготовка крупного инвестпроекта по развитию полигона.
Особое внимание акцентировано на приоритетных задачах разработки перспективных видов новой техники, в том числе с использованием гибридных технологий и электропривода. Владимир Семашко поручил сформировать комплексные НИОКР по этой тематике.
По мнению вице-премьера, уже в ближайшее время необходимо определить перечень испытательного оборудования и средств измерений, необходимого для полноценного функционирования полигона. Это позволит полигону проводить испытания, а также весь комплекс работ по сертификации продукции не только отечественных автопроизводителей, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время в стране имеется ряд уникальных по своим возможностям испытательных лабораторий, мощности которых используются далеко не полностью и, как правило, единичными предприятиями. По мнению участников совещания, решить эту задачу позволит Программа создания в Республике Беларусь системы испытательных лабораторий в области автокомпонентов, при этом особый акцент должен быть сделан на электронных компонентах, в том числе относящимся к системам ЭРА-ГЛОНАСС. В этой связи были обсуждены вопросы кооперации между производителями автомобильной техники и предприятиями, которые имеют в своем составе специализированные камеры для оценки электромагнитной совместимости транспортных средств.
Перспективным направлением в деятельности полигона, которое может быть реализовано в среднесрочной перспективе, является организация работ по испытанию шин производства ОАО «Белшина». Сегодня белорусские производители шин свою продукцию испытывают в Испании, что оказывает существенное влияние на цену шин. Удешевить ее можно, создав на базе Республиканского полигона для испытаний мобильных машин полигон испытания шин.