Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 августа протестировал последнюю модель электромобиля Tesla и поручил отечественным разработчикам стремиться к этому уровню.
Развитию белорусского автомобилестроения было посвящено совещание у Главы государства, на котором присутствовали помощник Президента Александр Косинец, Министр промышленности Виталий Вовк, Председатель Президиума НАН Владимир Гусаков, а также непосредственные разработчики отечественных электрокаров.
Александр Лукашенко подчеркнул, что весь мир сегодня развивает направление электромобилей, в том числе Великобритания, Германия и США. «Мир развивается в этом направлении. Американцы создали суперавтомобиль. Молодцы! Tesla создала прекрасный автомобиль», — заметил Президент.
По словам Президента, данный автомобиль отечественным разработчикам можно использовать в качестве образца, к которому необходимо стремиться. Он также отметил, что подробно ознакомился и с недавно созданным белорусским электрокаром на базе Geely. «Я с ним внимательно ознакомился, посмотрел все ваши детали. Не знаю, насколько высок уровень двигателя, который вы создали, ходовая часть и так далее, но выглядит внешне прилично», — сказал Глава государства. Вместе с тем он подчеркнул, что до уровня Tesla еще, конечно, далеко и необходима дальнейшая техническая работа в этом направлении.
«Но ваши обещания меня вдохновляют и, с другой стороны, настораживают. Если мы можем создать и батарею - накопитель электроэнергии - лучшую в мире, почему мы не создаем? Что для этого надо? Люди, деньги, компетенции? Немедленно надо это реализовывать», - заявил Александр Лукашенко.
Президент также дал некоторые практические рекомендации, исходя из знакомства с электромобилем Tesla. «Батарея — один из основных элементов. Не надо ее всовывать в багажник. Как вы увидели, ее положили на дно в Tesla, и она, как я понял, даже удерживает на высокой скорости автомобиль, балансирует движение. Поэтому и нам этим путем надо пойти, — заключил Глава государства. — Главное — создать хороший двигатель. Основа у вас есть. Поэтому цель сегодняшнего разговора — я вам показал автомобиль. Изучите, посмотрите. Это лучшее, что есть».
«Это будущее, мы не можем отстать. Мы не можем при наших компетенциях, при такой науке плестись в хвосте, — подчеркнул белорусский лидер. — Никто послезавтра, в ближайшем будущем не будет покупать массово так, как это было раньше, автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Сравните этот автомобиль с тем, который мы создали, и стремитесь к этому».
Александр Лукашенко отметил, что в целом интересуется новинками мирового автопрома, в том числе в сфере электрического автомобилестроения. «Это не первое мое знакомство с подобными машинами. Я знаю, Mitsubishi создали в свое время. Похуже, может быть. Потом BMW — хороший, очень юркий, быстрый, поменьше размеров. И вот третий автомобиль, который мне приходится тестировать. Я вам раскрываю все личные карты: с давних времен автомобили — это мое хобби, я слежу за развитием этой отрасли», — признался Президент.
По его словам, линейка машин Geely с двигателями внутреннего сгорания — это только первая ступень. «Нам нужен электромобиль. Может быть, на том заводе, может быть, отдельно. Будете вы с американцами, с немцами или с англичанами его создавать — ваше дело. Вы должны мне в ближайшее время внести предложения», — поручил Глава государства.
Александр Лукашенко также обратил внимание, что развитие автомобилестроения на электрической тяге совпадает со строительством в Беларуси АЭС, которая позволит заместить значительные объемы природного газа и создать приличный профицит электроэнергии. «К счастью, мы попали в струю. Сегодняшний тренд в мире — это чистые технологии, чистые автомобили, чистые подвижные составы, это замена углеводородов на чистое топливо. Электричество как раз является подобным топливом», — обратил внимание Президент.
С электрокаром Tesla, который тестировал Глава государства, на территории Дворца Независимости смогли ознакомиться все участники встречи и оценить характеристики модели.
Во время встречи Александр Лукашенко обратил внимание и на необходимость развития других видов электрического транспорта, в том числе велосипедов, мотоциклов и скутеров. «У нас это предприятие есть. Вы можете это уже делать, это надо быстрее запускать. Для села — один вариант, для города — другой. Мы подумаем, как вас поддержать потом в производстве, чтобы это было доступно для людей. Надо переходить на электричество. Мы уже опаздываем. Подключайте всех и начинайте работать, что не получается — докладывайте», — резюмировал белорусский лидер.
Читать полностью:
Презентация первого белорусского электромобиля состоялась 22 августа 2017 года на Республиканском полигоне для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.
«Год назад мы пришли с предложением его создать к председателю Президиума Национальной академии наук Владимиру Гусакову. Он поддержал эту идею. Прошло меньше года — и перед вами экспериментальный образец — со всеми его характеристиками, внешним видом и электрическими компонентами, которые мы создали с привлечением других компаний, имеющих компетенции в этом направлении», — рассказал журналистам генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Сергей Поддубко. По его словам, автомобиль проектируется под городские условия: «Мощность двигателя — 60 кВт, это где-то 80 л.с. Этого вполне достаточно для работы в городе. Максимальная скорость, которую мы испытывали на этом полигоне, — 110 км/ч. Время разгона до 100 км/ч мы пока до конца не определили — мы жалеем автомобиль, поэтому поставили электронную систему защиты. Мы постепенно наращиваем его возможности, со временем все характеристики выявим и, если надо, подкорректируем».
Накопитель электроэнергии автомобиля можно заряжать как от обычной электрической розетки, так и от специального зарядного устройства. «Если напряжение 220 В, то он заряжается шесть часов, если зарядка на больший ток, то около четырех часов», — отметил Сергей Поддубко. Экспериментальный образец электромобиля создан на базе серийной машины GeelySC7 белорусской сборки. Его наличие позволит отработать оптимальные компоновочные решения в части электрокомпонентов, уточнить их характеристики и приступить к созданию полноценного опытного образца, принятию решений по освоению его производства в республике.
Вся компонентная база тягового электропривода автомобиля локализована в Беларуси. Покупным элементом является только тяговая батарея — накопитель электроэнергии, конкурс на поставку которой выиграла российская компания «Энер Зэт» (Санкт-Петербург). Поставлена задача освоить производство батарей в Беларуси. В Научно-практическом центре НАН по материаловедению создан новый эффективный материал, который может послужить основой суперконденсатора - накопителя электроэнергии для транспортных машин.
Читать полностью: http://www.belta.by/economics/view/prezentovan-pervyj-belorusskij-elektromobil-262684-2017/
Средства массовой информации о презентации экспериментального образца первого белорусского электромобиля:
https://auto.tut.by/news/road/556961.html
https://auto.tut.by/news/offtop/557030.html
https://www.youtube.com/watch?v=cBn7HyUNvwE
https://www.youtube.com/watch?v=clgrnJZUXb8
https://www.youtube.com/watch?v=6fpo_X8twXA
http://www.belta.by/economics/view/prezentovan-pervyj-belorusskij-elektromobil-262684-2017/
https://auto.onliner.by/2017/08/22/elektromobil-8
https://gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=129349
http://www.belta.by/economics/view/prezentovan-pervyj-belorusskij-elektromobil-262684-2017/
https://www.sb.by/articles/v-minske-pokazali-pervyy-belorusskiy-elektromobil.html
https://sputnik.by/motor/20170822/1030431522/v-belarusi-sobrali-pervyi-elektromobil.html
http://www.belta.by/video/getRecord/2313/
В адрес Объединенного института машиностроения НАН Беларуси поступают поздравления с юбилеем.
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И.
Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Гусаков В.Г.
Министр промышленности Республики Беларусь Вовк В.М.
Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г.
Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Назаренко В.В.
Минский завод колесных тягачей
Институт технической акустики НАН Беларуси
СООО «ПРОДИ»
Институт физики прочности и материаловедения СО РАН
11 августа 2017 г. в Минске, в рамках ранее достигнутых договоренностей между уполномоченными представителями государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» и компании VEO Standards Technical Co., Ltd. (Китайская Народная Республика), создано и зарегистрировано предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью «АКАДЕМ-СЕРТ» для осуществления научных исследований, испытаний и сертификации автомототехники.
В церемонии подписания протокола принимали участие представители компании VEO Standards Technical Co., Ltd. (Китайская Народная Республика): Luo Zengmiao, директор; Mi Xueshuo, менеджер проекта, с белорусской стороны — Поддубко С.Н., генеральный директор; Еловой О.М., заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности; Щербин В.Н., начальник отдела сертификации специальной техники и изделий машиностроения – заместитель директора НТЦ «Сертификация мобильных машин».
В ходе визита гости ознакомились с экспозицией наукоемкой продукции и услуг института, с деятельностью Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля, посетили Республиканский полигон для испытаний мобильных машин.
Государственное научное учреждение «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» объявляет прием в аспирантуру в 2017 году по специальностям:
01.02.06 – динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры – 1 место (обучение в форме соискательства);
05.02.02 – машиноведение, системы приводов и детали машин – 2 места (1 место — дневная форма обучения, 1 место — обучение в форме соискательства);
05.05.03 – колесные и гусеничные машины – 1 место (заочная форма обучения).
Прием документов для поступления в докторантуру и аспирантуру осуществляется с 1 августа по 30 сентября 2017 года.
На период вступительных экзаменов для лиц, поступающих в аспирантуру, общежитие не предоставляется.
Правила приема в аспирантуру НАН Беларуси смотрите на сайте Института подготовки научных кадров НАН Беларуси.
Контактная информация:
Ответственный за ведение дел по аспирантуре – МАЛАШЕНКО Елена Семеновна
тел.: +375 (017) 380 16 31
ком. 104, ул. Академическая, 12, г. Минск
Столичная мэрия заинтересована в продвижении инновационных разработок и проектов по созданию коммунальной техники, электротранспорта и надежных современных технологий в области машиностроения. Недавно Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси посетил заместитель председателя Мингорисполкома Александр Крепак (на фото). Он ознакомился с деятельностью института и поинтересовался проектом по разработке и созданию малогабаритной комбинированной коммунальной машины для Минска.
Машиностроение остается важнейшей отраслью нашей страны с активным развитием сельскохозяйственного и транспортного направлений. Ежегодно выпускается около 60 тыс. тракторов, свыше 2 тыс. зерноуборочных комбайнов, 22 тыс. грузовых автомобилей и 2 тыс. автобусов. Сегодня отрасль пытается справиться с кризисными явлениями. Планируется, что в этом помогут новые заводы. Сразу несколько из них – по выпуску комплектующих и гидравлики – строит холдинг «Амкодор». Новые кабины, мосты будет готов презентовать БелАвтоМАЗ.
Совершенно новым направлением для машиностроителей станет создание малогабаритной комбинированной коммунальной вакуумной подметально-уборочной и солераспределительной машины на базовом универсальном малогабаритном полноприводном шасси, которая в перспективе поможет столичным коммунальщикам.
Если говорить о новых тенденциях развития машиностроения, то сейчас на международных научных форумах, в том числе и в Беларуси, как одно из самых перспективных направлений активно обсуждается развитие гибридных и чисто электрических технологий для транспортных средств. Считается, что особую роль в их продвижении сыграла американская компания Tesla, которая доказала всему миру: пользоваться электромобилями практично и экономично. Развитые страны включили освоение гибридных и электротехнологий на транспорте в число национальных приоритетов и оказывают этому направлению серьезную государственную поддержку. Но пока такие автомобили дорогостоящие и не без недостатков. Например, в Китае среднее авто стоит 13 тыс. долларов. а его электрический аналог – 32 тыс. И это при том, что Китай выпускает до 30 млн электромобилей в год – гораздо больше, чем США и Япония вместе взятые. Все мировые автолидеры позиционируют гибриды как промежуточный вариант. Тем не менее класс электротранспорта растет. К примеру, в Америке и Европе есть уже грузовики на электротяге.
Для Беларуси переход к электромобилям в целом представляется особенно перспективным, так как после завершения строительства БелАЭС необходимо будет рационально использовать излишки электроэнергии. Технологии развиваются, и в скором времени именно электродвигатели смогут заменить двигатели внутреннего сгорания. Новаторы уверены, что особенно эффективна такая инновационная техника будет в городском, в первую очередь общественном транспорте.
Например, ОИМ НАН Беларуси рассматривает еще один перспективный проект по созданию электрического концепткара для перевозки посетителей в Ботсаду, развозки инструмента и хозпринадлежностей.
Задачу электротранспорта поддерживает и Мингориснолком. А. Крепак отметил, что горисполком будет вносить предложения о крупных инфраструктурных проектах для их реализации за счет средств инвесторов. Например, сейчас чиновники ищут инвесторов для финансирования проекта по созданию отечественного электромобиля и сети зарядных станций. Обсуждались также вопросы развития полигона для испытаний и сертификации мобильных машин – в части реализации проекта создания на полигоне инфраструктуры для испытаний шин ОАО «Белшина».
Источник: Максим ГУЛЯКЕВИЧ, «Навука», № 23, 5 июня 2017 г.
Источник: БТ. Агентство теленовостей. 1 Июня 2017 г.
http://www.tvr.by/news/ekonomika/pervyy_belorusskiy_elektromobil_uzhe_napolovinu_sobran/
Эксперты утверждают — зеленая энергетика постепенно вытеснит традиционные автомобили. Первый белорусский электромобиль уже собран наполовину. Его кузов производят на совместном белорусско-китайском заводе, комплектующие — разработка наших ученых. Сейчас в электрокаре импортная только батарея. Но и ее со временем планируют выпускать у нас. Работа идет в режиме нон-стоп, чтобы белорусский е-мобиль можно было протестировать уже этим летом.
Корреспондент Влада Карницкая:
О том, что вскоре по нашим дорогам будет ездить электромобиль собственного производства, стало известно еще в конце прошлого года. Немного позже стало известно — экологичное авто белорусы увидят летом 2017.
Вот он — первый белорусский электромобиль. Собирать его начали еще в марте. И сейчас он готов только наполовину. Но в нем уже установлена самая основная деталь любой машины — двигатель. А еще батарея. И уже даже есть зарядный порт. Правда, пока не на своем месте.
Основа первого опытного образца — серийное бензиновое авто, выпускаемое на белорусско-китайском предприятии.
По сути, его сейчас переоборудуют в электромобиль. Все комплектующие уже есть, причем почти все нашего производства, в том числе главные — инвертор, редуктор, системы управления и тяговый электродвигатель.
Прежде чем начать сборку, комплектацию ученые подбирают на компьютере. В этом центре виртуальный электромобиль уже создали полностью. Сейчас дорабатывают детали и только после воплощают в железе.
При этом электромобили практически не требуют обслуживания, к тому же могут принести значительную выгоду не только водителям, но и стране в целом.
После пуска АЭС в Островце экономия станет очевидной, а выгоду для природы подсчитать и вовсе невозможно. Серийное производство белорусских экологических машин выведет нашу промышленность на новый уровень.
Вот так в итоге будет выглядеть опытный образец электрокара. До 100 километров он будет разгоняться за 9 секунд. Но это пока. Дорабатывать его планируют уже после испытаний. Кстати, они начнутся уже этим летом на вот этом полигоне недалеко от Минска. Таких площадок в СНГ всего 2.
20–22 мая 2017 г. Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси принял участие в 8-й Международной выставке вооружения и военной техники «MILEX 2017» в составе коллективного стенда НАН Беларуси. Руководителем экспозиции Национальной академии наук Беларуси на выставке являлся генеральный директор института Сергей Поддубко
На выставке институт представил услуги Республиканского полигона для испытаний мобильных машин, роботизированную платформу на базе мини-трактора «Беларус-132», ряд технологий по нанесению защитных покрытий, а также большой спектр пластичных смазок с нанодобавками, за что был награжден дипломом.
В рамках MILEX-2017 состоялась 7-я Международная научная конференция по военно-техническим проблемам, проблемам обороны и безопасности, использованию технологий двойного применения. На конференцию ученые института представили четыре доклада.
Доклад специалистов Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) Вадима Ивченко (начальника отдела автомобилей РКЦМП) и Алексея Шмелева (директора РКЦМП) «Компьютерное проектирование несущих конструкций машин с применением средств топологической оптимизации» признан лучшим на секции «Средства подвижности вооружения» и удостоен диплома конференции.
В издательстве «Белорусская наука» вышла в свет монография «Зубчатые передачи и трансмиссии в Беларуси: проектирование, технология, оценка свойств».
Монография представляет собой впервые издаваемую своеобразную энциклопедию по наукоемким разработкам в области зубчатых передач и трансмиссий в Беларуси. В ней сочетаются исторически значимые сведения, касающиеся научных приоритетов отечественных специалистов, и современные достижения. Монография интегрирует и в определенной степени заменяет многие книги, статьи, нормативные документы по рассматриваемой тематике. Более подробная информация может быть почерпнута из приведенных многочисленных литературных источников. Материал монографии охватывает ключевые наукоемкие вопросы расчета, проектирования, технологии и оценки наиболее важных свойств (ресурс, шум, виброактивность) зубчатых передач, в том числе обычных и планетарных, изготовленных из стали и полимерных материалов, а также приводов в целом. Описаны основные результаты белорусских научных школ в области разработки трансмиссионных узлов оригинальных типов, многие их которых признаны изобретениями. Приведена информация об участии белорусских специалистов в деятельности Международной федерации по содействию развитию науки о механизмах и машинах IFToMM.
Предназначена для специалистов по механическим приводам, а также для аспирантов, магистрантов и студентов высших технических учебных заведений.
Зубчатые передачи и трансмиссии в Беларуси: проектирование, технология, оценка свойств / В.Б. Альгин [и др.]; под общ. ред. В. Б. Альгина, В. Е. Старжинского. — Минск : Беларус. навука, 2017. — 406 с. — ISBN 978-985-08-2119-5.
11 мая 2017 г. в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси состоялся международный специализированный форум, посвященный численному моделированию в программном комплексе ANSYS.
В ходе мероприятия представители ЗАО «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» (г. Москва, Россия), центра компетенции ANSYS, ознакомили участников семинара с основными возможностями программного комплекса ANSYS в области численного моделирования при решении задач механики деформируемого твердого тела, гидрогазодинамики, электромагнетизма, параметрической и топологической оптимизации, решении связанных междисциплинарных задач, реализации концепции 1D-3D-1D расчетов в единой вычислительной среде, включая возможности высокопроизводительных вычислений (HPC).
В семинаре приняли участие более 100 специалистов научно-исследовательских, образовательных и инжиниринговых предприятий республики Беларусь.
Участники и организаторы отметили высокую значимость данного мероприятия. Принято решение о продолжении практики проведения на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси совместных с ЗАО «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» мероприятий в области современных компьютерных технологий.
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси награжден золотой медалью имени В.И. Блинникова «За вклад в изобретательское и патентное дело».
Золотая медаль является наградой Евразийской патентной организации, посвященной памяти и учрежденной в честь первого Президента Евразийского патентного ведомства Виктора Ивановича Блинникова, видного деятеля евразийского региона в области интеллектуальной собственности, основоположника Евразийской патентной организации.
Золотой медалью награждаются изобретатели, специалисты и организации в области интеллектуальной собственности, другие физические и юридические лица, внесшие значительный вклад в:
• развитие изобретательской деятельности и правовой охраны изобретений в евразийском регионе с результатами, значимыми для государств-участников Евразийской патентной конвенции;
• создание, становление и развитие Евразийской патентной организации.
11 мая 2017 года на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси (г. Минск, ул. Академическая, 12) состоится специализированный форум, посвященный численному моделированию в программном комплексе ANSYS.
Специалистами ЗАО «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» (г. Москва, Россия), центра компетенции ANSYS, будут представлены последние достижения в области численного моделирования.
Участие в форуме бесплатное.
ПРОГРАММА ФОРУМА
В рамках реализации Республиканского Плана мероприятий по проведению в 2017 году Года науки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2017 г. № 125, Национальной академией наук Беларуси объявлены конкурсы в шести номинациях:
«Лучшая научная работа в области фундаментальных исследований»;
«Лучшая научная работа в области прикладных исследований»;
«Лучшая научная работа в области гуманитарных наук»;
«Лучшая научная работа молодых ученых»;
«Лучшая научная разработка»;
«Лучшая публикация о науке».
На конкурс принимаются работы (разработки), по которым получены результаты в 2015–2017 годах.
Положением о республиканских конкурсах, посвященных Году науки, определено, что выдвигать кандидатуры могут научные организации Национальной академии наук Беларуси, других научных организаций и учреждений образования Республики Беларусь на заседаниях коллегиальных органов управления, ученых (научно-технических) советов или собраниях коллективов работников в обстановке высокой требовательности, открытости и гласности.
По итогам конкурса лауреаты будут награждены дипломами, подписанными Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси, и денежными премиями. Премии могут присуждаться как индивидуальным авторам, так и авторским кооллективам, состоящим не более чем из пяти человек.
Информация о присуждении Премий Года науки будет опубликована в газете «Навука» и на официальном интернет-сайте Национальной академии наук Беларуси.
БЕЛОРУССКИЕ УЧЕНЫЕ РАЗРАБАТЫВАЮТ УНИКАЛЬНУЮ КОММУНАЛЬНУЮ МАШИНУ
Чем интенсивнее в жилищно-коммунальном хозяйстве идут процессы реорганизации и оптимизации численности, тем актуальнее становится вопрос обеспеченности предприятий средствами малой механизации. И то, что разработка ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» заняла одно из призовых мест в конкурсе «Лучший инновационный проект-2016», лишний раз подтверждает востребованность небольшой техники в современных городах.
НАДЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ — ГАРАНТИЯ УСПЕХА
Комбинированная коммунальная вакуумная подметально-уборочная и солераспределительная машина на базовом универсальном малогабаритном полноприводном шасси с гидростатической трансмиссией — само название проекта для многих руководителей ЖКХ звучит как гимн сокращению затрат и повышению качества благоустройства. Собственно, с просьбы коммунальников и началась работа над отечественным чудом техники. В начале 2015 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь было направлено письмо в Министерство промышленности с информацией о необходимости механизации уборки тротуаров и парковочных мест, и первое слово в решении проблемы предоставили ученым.
— Мы начали с анализа ситуации и изучения рынка предложений, — знакомит с историей вопроса директор Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) Алексей ШМЕЛЕВ. — В данном сегменте доминируют европейские, японские и американские компании. Комбинированные малогабаритные коммунальные машины, благодаря компактности, высокой маневренности, малой шумности, низкой массе, экономичности, мобильности, являются идеальным средством механизации для благоустройства городов. Например, в Лондоне очистку города от мусора осуществляют более тысячи малогабаритных вакуумно-уборочных машин, в Москве — около 300, в Минске же такую технику можно пересчитать по пальцам. Покупать дорогостоящие импортные машины далеко не всем по карману, а использовать мощности белорусских промышленных гигантов для создания собственной линейки механизмов не совсем целесообразно. За рубежом производством малогабаритной техники, как правило, занимаются небольшие компании. Так что успех реализации проекта во многом зависел от правильного выбора партнеров.
— В рамках реализации инновационного проекта разработку общей компоновки многофункциональной малогабаритной коммунальной машины, конструкторской документации шасси и технологического оборудования взяло на себя ОДО «Гидро-Коннект», — продолжает беседу заместитель директора РКЦМП Игорь ЛЫГАЧ. — Это инжиниринговая фирма, специализирующаяся на разработке комплексных систем гидравлического привода в сочетании с двигателями внутреннего сгорания и электронной системой управления, а также рам, платформ, различных видов технологического оборудования.
Функции организации-изготовителя вновь осваиваемой продукции по проекту возложены на ОДО «Дормашэкспо», имеющее необходимые производственные площади
Комбинированные малогабаритные коммунальные машины, благодаря компактности, высокой маневренности, малой шумности, низкой массе, экономичности, мобильности, являются идеальным средством механизации для благоустройства городов.
и оборудование. Предприятие осуществит изготовление опытного образца, проведет испытания, получит подтверждение соответствия требованиям технических регламентов и освоит серийное производство.
За Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси, помимо общего руководства проектом, закреплена разработка дизайн-проекта машины, конструкторской документации кабины и ее систем, проведение комплекса расчетных исследований и виртуальных испытаний на основа современных технологий компьютерного моделирования процессов.
Использование малогабаритных машин в коммунальном хозяйстве позволит снизить долю ручного труда при одновременном повышении качества работ.
ШАССИ ДЛЯ ИННОВАЦИЙ
Идеальной организацией для испытания техники в реальных условиях эксплуатации является ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», на обслуживании которого находится более 16,9 млн м2 проезжей части дорог и 5,456 млн м2 тротуаров. Поэтому мнение дорожников стало основным при определении требований к будущей машине. В официальном письме специалисты коммунального предприятия подробно изложили, что, собственно, они хотели бы увидеть.
Любая техника должна эксплуатироваться как можно более эффективно в течение всего года, и если зимой она задействуется на уборке снега и разбрасывании противогололедных смесей, то летом ее желательно «перепрофилировать» для подметания, полива, подкашивания или каких-либо других операций. То есть возможность использования как можно большей линейки навесного оборудования остается одним из главных условий. Кроме того, в числе обязательных требований — повышенная проходимость, маневренность, транспортная скорость не менее 50 км/ч. Разработчикам нужно было предусмотреть «обеспыливание» выбрасываемого после всасывания воздуха, емкости для сбора мусора в пределах 1,5–2 м3, возможность работы вакуумноподметального оборудования при отрицательных температурах, для солераспределителя — точную дозировку противогололедных материалов 5–40 г/м2 с возможностью регулировки и т.д. И все эти «примочки» предстояло уместить на крохотном шасси, не превысив при этом стоимость российских аналогов.
— Мы получили хорошую возможность внедрить результаты научных и прикладных исследований нашего института, а также современных средств и методов проектирования инновационной продукции, — рассказывает Алексей ШМЕЛЕВ. — Одним из основных преимуществ машины является ее универсальность, обеспечивающая возможность всесезонного использования благодаря высокопроизводительным многофункциональным технологическим надстройкам широкого спектра применения за счет наличия двух зон навешивания агрегатов: спереди и сзади. Применение гидростатической трансмиссии также обеспечивает ряд преимуществ: относительная простота конструктивного исполнения, простая реализация отбора мощности для оборудования шасси и навесного оборудования, сравнительно низкие затраты на обслуживание, легкость управления, высокая экономичность и экологичность машины.
Благодаря гидростатическому приводу, двигатель работает с постоянной скоростью в наиболее экономичном диапазоне оборотов независимо от скорости движения, применение четырех гидромоторов в колесных узлах позволяет эффективно использовать возможности полного привода в рабочем режиме и перехода на привод одной оси в транспортном режиме.
Управление движением машины происходит посредством гидростатического рулевого управления, а оптимальные показатели маневренности достигнуты за счет «ломающейся» рамы.
КРАСОТА СПАСЕТ МИР
Особое внимание разработчики обратили на дизайн, но эстетика стала составной частью комфорта и безопасности. Машина будет оснащена комфортабельной герметичной кабиной с высокой степенью шумоизоляции, полноразмерным лобовым стеклом из триплекса, двумя максимально остекленными широко открывающимися дверьми, воздушным кондиционером, отопителем, удобным сиденьем с пневматическим подрессориванием, рулевой колонкой с бесступенчатой регулировкой, местами для хранения принадлежностей.
Таким образом, по основным техническим характеристикам и потребительским свойствам белорусская машина будет полностью соответствовать зарубежным аналогам, а российские образцы превосходить по большинству ключевых параметров. Но главным преимуществом остается более низкая стоимость.
На этот аспект не случайно делался упор уже на стадии подготовки и согласования проекта, поскольку он имеет большой экспортный потенциал. Дефицит малогабаритной техники существует не только в Беларуси, но и у наших ближайших соседей. Планируется, что не менее 60 % выпускаемых машин будут реализовываться в Российскую Федерацию, Казахстан и другие страны. Да и потребность отечественных предприятий оценивается не менее чем 30 единиц в год.
Динамический срок окупаемости проекта составляет три года, хотя по-настоящему оценить все его выгоды еще предстоит. Ведь речь идет не только об экономическом эффекте. Использование малогабаритных машин в коммунальном хозяйстве позволит снизить долю ручного труда при одновременном повышении качества работ, достичь точного дозирования противогололедных реагентов и оперативной обработки тротуаров в период интенсивных снегопадов и сильных морозов. А это означает повышение безопасности движения, снижение вероятности заторов на дорогах и травматизма пешеходов, улучшение экологической обстановки. Так что маленькая машина способна по кратчайшему пути вывезти на дорогу больших перемен.
Уже к середине следующего года опытный образец должен появиться для испытаний в ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», а следующим шагом станет массовое производство универсальных машин.
Виктор КИСЛЫЙ. «Живи как хозяин». 2(125), февраль 2017