На основании результатов конкурса по итогам 2020 года Бюро Президиума НАН Беларуси приняло решение признать Топ-10 результатов деятельности ученых Академии наук за 2020 год в области фундаментальных и прикладных исследований.
В числе победителей — авторский коллектив государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» (Альгин В.Б., Ишин Н.Н., Поддубко С.Н.) и государственного научного учреждения «Институт механики металлополимерных систем им. В.А.Белого НАН Беларуси» (Шилько С.В.).
Ученые вошли в число победителей за создание информационных моделей — цифровых двойников гидро- и электромеханических приводов для проектирования и мониторинга транспортных машин нового поколения. Разработка основывается на методологии, включающей концепцию, методы, технические решения, алгоритмы, компьютерные программы. В основе разработки — новые принципы построения моделей и методов моделирования приводов с компонентами различной физической природы для применения на стадиях проектирования, инжиниринга, мониторинга и прогнозирования функциональных и ресурсных свойств системы «материал – деталь – изделие» в эксплуатации. Для решения практических задач разработаны государственные стандарты.
Результаты исследований использованы в учебной, производственной и исследовательской деятельности организаций Республики Беларусь.
Поздравляем победителей и желаем дальнейших творческих успехов!
Объединeнный институт машиностроения НАН Беларуси включен в Перечень организаций НАН Беларуси, профили которых попали в рейтинг (Топ-10) наиболее просматриваемых в 1–4 кв. 2020 года профилей организаций, размещенных на виртуальной выставке НАН Беларуси 2020 и онлайн каталоге разработок НАН Беларуси 2020.
Рейтинг (Топ-10) составил Республиканский центр трансфера технологий для профилей на русском и на английском языках с помощью сервисов «Google Analytics» и «Яндекс.Метрика».
В Топ-10 профилей организаций НАН Беларуси на английском языке по посещаемости в 1–4 кв. 2020 г. по версии «Яндекс.Метрика» включена разработка "Technology and equipment for application of protective coatings using hypersonic electrometallization" («Технология и оборудование для нанесения защитных покрытий методом гиперзвуковой электрометаллизации», разработчик Белоцерковский Марат Артемович, заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин, доктор технических наук, профессор).
Решением Президиума Российской инженерной академии звание лауреатов конкурса имени первопечатника Ивана Федорова на лучшую публикацию по научно-исследовательской и научно-методической работам (учебник, учебное пособие, монография, энциклопедия, научный журнал) по результатам 2020 присуждено авторам монографии «Зубчатые передачи и трансмиссии в Беларуси: проектирование, технология, оценка свойств».
Зубчатые передачи и трансмиссии в Беларуси: проектирование, технология, оценка свойств / В.Б. Альгин [и др.]; под общ. ред. В.Б. Альгина и В.Е. Старжинского. — Минск: Беларус. навука, 2017. — 406 с.
В числе лауреатов — ученые Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: Альгин В.Б., Антонюк В.Е., Басинюк В.Л., Гоман А.М., Ишин Н.Н., Руденко С.П., Скороходов А.С.
Поздравляем лауреатов и желаем новых профессиональных и творческих успехов!
Уважаемые коллеги!
8 декабря 2020 г. заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Ю.В. Назаров утвердил Программу «Качество 2021–2025».
17–18 сентября 2020 г. на базе Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси проведена международная научно-техническая конференция «Инновации в машиностроении-2020». В этом году конференция собрала более 100 участников из Беларуси и России.
С приветственным словом к участникам обратились Министр промышленности Республики Беларусь Петр Пархомчик, Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Валентин Татарицкий, Первый заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Сергей Чижик, заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Сергей Щербаков, ректор БНТУ Сергей Харитончик.
В ходе пленарного и секционных заседаний учеными представлено 97 докладов. При этом зарубежные участники конференции озвучивали свои выступления в онлайн режиме.
Тематически доклады охватывали проблемы в областях проектирования, надежности, динамики, прочности, износостойкости машин и их компонентов, а также машиностроительных материалов и технологий.
В области проектирования машин и их компонентов наибольший интерес вызвали выступления, в которых рассматривались вопросы использования искусственного интеллекта в моделировании и расчетах узлов и машин, развития и применения методов компьютерного моделирования, создания и совершенствования методик выполнения сертификационных расчетов; методические вопросы разработки интеллектуальных мехатронных систем.
Ученые, которые сегодня занимаются созданием современных машиностроительных материалов и технологий, акцентируют свое внимание, прежде всего, на расширении спектра исследований в области создания наноструктурированных композитов, а также материалов с многоуровневой иерархической структурой.
Во второй день конференции представителями компании MSC Software (г. Москва) посредством видеоконференции проведен семинар по практическому применению искусственного интеллекта и машинному обучению при решении инженерных задач.
В период работы форума участники смогли ознакомиться с новинками литературы в области механики, машиноведения и машиностроения. Экспозицию представила Республиканская научно-техническая библиотека.
Особый интерес вызвала выставка разработок ученых Объединенного института машиностроения в области электротранспорта. На ней были представлены опытные образцы электромобилей, элементы силовой установки собственной разработки, участок по сборке аккумуляторных батарей, а также уникальное стендовое оборудование.
Решением конференции 20 лучших пленарных и секционных докладов удостоены дипломов.
Напомним, что конференция проведена при поддержке Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь.
Информационную поддержку оказал международный научно-технический журнал «Механика машин, механизмов и материалов», его официальный интернет-сайт, а также интернет-сайт института.
Уважаемые коллеги!
Напоминаем, что 17–18 сентября 2020 г. в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси состоится международная научно-техническая конференция «Инновации в машиностроении-2020».
Программа конференции сформирована, ознакомиться с ней можно на сайте института.
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси принял участие в выставке электротранспорта в рамках Дня электротранспорта, прошедшего 15 июля 2020 года в индустриальном парке «Великий камень».
В качестве организаторов мероприятия выступили Министерство энергетики Республики Беларусь, администрация парка и СЗАО «Компания по развитию индустриального парка».
Институт представил опытный образец пассажирского минивэна «Joylong electric». Данный образец электромобиля, созданный на базе минивэна «Joylong IFLY EF5», оснащен компонентами электрической силовой установки производства предприятий Республики Беларусь.
15 июля 2020 года в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси состоялась встреча научной общественности института с Главным ученым секретарем НАН Беларуси Андреем Иванцом.
Были обсуждены вопросы комплексного использования научно-технического потенциала в интересах национальной экономики, вовлечения в науку молодежи и студентов.
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси объявляет прием в аспирантуру, докторантуру института в 2020 году по специальностям:
аспирантура:
05.05.03 – колесные и гусеничные машины (1 место – обучение в форме соискательства);
докторантура:
05.02.08 – технология машиностроения (2 места – дневная форма обучения).
Прием документов для поступления в аспирантуру, докторантуру осуществляется с 1 августа по 30 сентября 2020 года.
На период вступительных экзаменов для лиц, поступающих в аспирантуру, общежитие не предоставляется.
Правила приема в аспирантуру, докторантуру НАН Беларуси размещены на сайте Института подготовки научных кадров НАН Беларуси - http://ipnk.basnet.by
Контактная информация:
Ответственный за ведение дел по аспирантуре –
Малашенко Елена Семеновна
тел.: +375 (017) 380 16 31, каб. 201Б
13 мая 2020 года государственное научное учреждение «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» посетил Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Юрий Назаров.
В ходе визита Ю. Назаров ознакомился с направлениями научной, научно-технической деятельности института, а также с его наукоемкой продукцией и услугами.
Во время посещения научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» гостю были представлены образцы электромобилей, компонентов электропривода, силовой электроники, накопителей энергии, разработанных в институте, а также компетенции отраслевой лаборатории по исследованиям, проектированию и испытаниям электромобилей и базовых компонентов электропривода.
В Республиканском компьютерном центре машиностроительного профиля Юрию Назарову презентовали цифровые технологии проектирования автотракторной техники и технологического оборудования, в том числе электромобилей различного класса и назначения.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая посетил Республиканский полигон для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения Национальной академии наук.
Источник: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/poseschenie-ispytatelnogo-poligona-nan-belarusi-23543/
Главе государства доложили о выполнении поручений по созданию отечественного электротранспорта, деятельности полигона. Александр Лукашенко ознакомился с испытательной техникой и оборудованием для испытаний, разработками в области электротранспорта.
Президент заявил, что работу Академии наук надо подвергнуть серьезной ревизии. «В целом нам надо подвергнуть серьезной ревизии работу Академии наук. Хотя это непросто. Там действительно умные, талантливые люди собраны. И посмотреть по основным направлениям, как работает Академия наук, как выполнены принятые нами решения», - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что решил лично ознакомиться с развитием электротранспорта. «Хотелось бы увидеть, насколько вы продвинулись и насколько слова соответствуют делам», - заявил белорусский лидер.
Он обратил внимание, что среди преимуществ этого направления - ожидаемый профицит электроэнергии в стране и экологичность.
В целом белорусский лидер подчеркнул, что в следующей пятилетке особенно активно надо подключать науку к развитию страны, учитывая возрастающий уровень технологической конкуренции в мире. «Нам в этой жестокой борьбе придется выстоять, чтобы людьми зваться и не потерять тот клочок земли, на которой живем», - сказал Глава государства.
Президент отметил, что белорусские предприятия сориентируют на производство недостающих отечественных компонентов для электротранспорта. Главе государства доложили, что по многим направлениям в Беларуси уже освоено производство необходимых компонентов, однако этого недостаточно.
Александр Лукашенко поручил комплексно заняться этим вопросом. «Со временем вы должны сказать, кто будет делать аккумуляторы, двигатели и прочее. Мы их (предприятия. - Прим.) направим, куда надо, и поможем в том, в чем надо. Нам нужны опытные образцы, которые вы создадите. Вы должны положить на стол нам будущее. Потом мы должны просчитать рынки», - сказал Президент.
Председатель Президиума НАН Владимир Гусаков доложил Главе государства, что все его поручения в части развития электротранспорта поставлены на строжайший контроль и исполняются без срывов. Фактически создана новая научная школа, наработаны компетенции, и эта сформированная группа специалистов и ученых способна решать любые задачи в области электротранспорта. Организована также необходимая инфраструктура.
«В самой Академии наук создан участок сборки компонентов электромобилей, участок сборки батарей, участок по созданию новейших образцов отечественных накопителей - литийионных. Но мы разрабатываем и свои графеновые, гибридные. Сейчас у нас полностью отечественная элементная база (электромобиля. - Прим.), за исключением кузова», - рассказал Владимир Гусаков.
Работы по развитию электротранспорта ведутся по самым различным направлениям. Это не только легковые автомобили, но и грузопассажирские, минивэны. Создан образец льдозаливочного комбайна с электроприводом. Также изготовлены опытные образцы электровелосипедов, электроскутеров, электросамокатов. Организован экспериментальный участок по сборке литийионных аккумуляторных батарей для персональных электрических транспортных средств. Параллельно создается инфраструктура для использования электротранспорта, включая производство и установку зарядных станций. Электротехнологии применяются и при создании беспилотных летательных аппаратов.
В ходе ознакомления с разработками белорусских ученых Президент поручил на практике изучить эксплуатацию электробусов производства МАЗ. Как доложил генеральный директор ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович, сейчас завод производит опытные образцы автобуса на электрической тяге модели МАЗ-303 и готов наладить серийное производство такой техники. Вниманию Главы государства были представлены два идентичных автобуса, но один на электротяге, а второй - дизельный. «Они абсолютно одинаковы, унифицированы по агрегатам. Применено много инновационных технических решений», - рассказал гендиректор.
По его словам, пока электробус несколько дороже своего дизельного аналога, но по мере выхода на серийность и после некоторых доработок стоимость может стать значительно ниже.
Александр Лукашенко поручил в течение года, к маю 2021-го, произвести 10-12 электробусов МАЗ и направить их на эксплуатацию в регионы страны.
Главе государства показали экспериментальный образец белорусского родстера - двухместного электромобиля-кабриолета. По мнению разработчиков, этот родстер сможет в будущем посоревноваться с Tesla. Он легкий и маневренный, относится с классу М1 и обладает улучшенными динамическими характеристиками. Способен развивать скорость до 170 км/ч и преодолевать расстояние в 270 км без подзарядки.
Президенту также продемонстрировали опытный образец комбайна для заливки льда, работающего на электроприводе. Президент дал поручение оснастить такой техникой ледовые арены страны, поставив для начала 25 комбайнов. «Мы сформируем заказ, но чтобы качество было!» - предупредил Александр Лукашенко.
На экспозиции был представлен новый образец компактной коммунальной техники. Интерес к этим машинам уже проявили столичные власти. Глава государства высказал мнение о перспективности их использования. «Давайте будем на это ориентироваться», - сказал он.
Президент подробно ознакомился с разработками по изготовлению аккумуляторных батарей, ячеек, а также зарядных станций различного назначения - от мощных стационарных до компактных вариантов для использования в личных гаражах.
Белорусские ученые сейчас ведут разработки в сфере литийионных батарей, которые в основном используются в мире, а также графеновых - пока их эффективность уступает литийионным, но зато освобождает от необходимости закупать литий, который продает только Китай. Кроме того, графеновые батареи дешевле. Ученые рассчитывают вскоре уравнять по показателю эффективности два вида батарей. «Это будет прорыв», - оценил перспективу Президент.
Отдельное внимание Глава государства уделил опытным образцам электровелосипедов, электроскутеров, электросамокатов, интересовался техническими характеристиками, скоростью, запасом хода. Он заострил внимание на необходимости усовершенствовать дизайн некоторых моделей. Александр Лукашенко согласился на предложение взять для эксплуатации некоторые экземпляры, чтобы протестировать их лично.
Широко представлены в экспозиции были отечественные беспилотные летательные аппараты и авиационные комплексы. В частности, разработанные и изготовленные Научно-практическим центром многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси БАК «Буревестник» и БЛА «Бусел». Александр Лукашенко считает их хорошим, эффективным и в то же время недорогим вооружением. Главе государства рассказали о разработке современного лазерного дальномера, позволяющего увеличить точность ударов с беспилотников. Президента заинтересовали представленные образцы, он решил в будущем лично побывать в научно-практическом центре.
В числе новинок, которые показали Главе государства, был беспилотный вертолет Eye Sky разработки и производства ООО «КБ Беспилотные вертолеты». В компании утверждают, что это первый мире в данном классе военно-ударный вертолет, и только восемь стран занимаются разработками беспилотных вертолетов массой более 100 кг, Беларусь - в их числе. На постсоветском пространстве страна единственная, которая серийно выпускает такие беспилотники. Более того, к лету этого года компания планирует изготовить беспилотный вертолет массой 700 кг, близкий аналог которого есть только в США.
Президент в целом позитивно оценил разработки белорусских ученых по развитию электротранспорта. «Меня это впечатляет, даже очень впечатляет, - прокомментировал Александр Лукашенко. - Не ожидал, что за короткое время они смогут такое сотворить».
Вместе с тем, по мнению Главы государства, пока преждевременно говорить о серьезных, прорывных достижениях мирового уровня в сфере производства электротранспорта. Пока состоялся первый этап ознакомления с тем, как ученые выполнили задачи, поставленные перед ними ранее Главой государства. «Будет второй, и там мы более конкретно скажем об итогах работы, - отметил Александр Лукашенко. - Чтобы оценить их как следует, надо посмотреть, соответствует ли это (отечественные разработки. - Прим.) мировым стандартам и какие перспективы. Имею в виду, что не игрушку же создаем, а товар, который надо будет реализовывать на рынках и получать валюту».
2–5 марта 2020 года в ЦВК Экспоцентр (г. Москва) состоялась XXII Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике.
На секции «Электромагнитный контроль» доктор технических наук Сергей Сандомирский, заведующий лабораторией металлургии в машиностроении Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, представил 3 доклада: «Неразрушающий магнитный контроль физико-механических свойств ответственных крепежных изделий машиностроения и авиастроения» (автор Сандомирский С.Г.); «Повышение достоверности определения физико-механических свойств материалов по результату измерения их магнитных параметров» (автор Сандомирский С.Г.); «Анализ однородности распределения магнитных свойств в тонкостенных дисках для прогнозирования стабильности их формы» (авторы Антонюк В.Е., Сандомирский С.Г.).
Справочно. Всероссийская научно-техническая конференция Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике проходит один раз в три года и уже более полувека является важнейшим в России и одним из наиболее значимых в Европе научным событием для ведущих ученых, разработчиков, специалистов-практиков из многих стран. Традиционно Всероссийская конференция проходит одновременно с Форумом «Территория NDT». Форум в свою очередь объединяет Выставку средств и технологий НК и обширную деловую программу. Ежегодно в Форуме участвуют более 60 компаний и 3000 посетителей.
Программным комплексам для виртуального моделирования и инженерных расчетов в автомобильной и машиностроительной отраслях был посвящен семинар, который прошел 5 марта 2020 г. в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси.
В ходе мероприятия специалисты российского отделения МSC Software ознакомили слушателей с возможностями платформы конечно-элементного моделирования и анализа MSC Apex Jaguar, а также системой по снижению шума машин и механизмов Actran, провели краткий обзор расчётного совершенствования узлов и агрегатов электромобилей с применением передовых систем инженерного анализа, виртуального моделирования взаимодействия ADAS-систем и автопилота с автомобилем в транспортном потоке.
Кроме того, участники семинара смогли ознакомиться с инструментарием топологической оптимизации для аддитивных технологий, новыми возможностями совместной работы различных систем MSC Software для решения задач моделирования процессов формования, сварки и термообработки, многоуровневого моделирования композиционных материалов и конструкций.
В работе семинара приняли участие представители научно-исследовательских институтов Национальной академии наук, высших учебных заведений и крупных машиностроительных и инжиниринговых предприятий Беларуси.
Участники и организаторы семинара выразили взаимную заинтересованность в проведении подобных мероприятий в дальнейшем.
Уважаемые коллеги!
Приглашаем принять участие в работе семинара «Корпорация МSC Software: программные комплексы для виртуального моделирования и инженерных расчётов в автомобильной и машиностроительной отраслях», который состоится 5 марта 2020 г. в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси (г. Минск, ул. Академическая, 12, конференц-зал).
На семинаре будут рассмотрены последние достижения в области средств и методов виртуального моделирования и инженерных расчетов в автомобильной и машиностроительной отраслях.
Основные темы семинара:
Программа семинара прилагается.
Участие в семинаре бесплатное. Учитывая ограниченное количество мест, просим сообщить о решении по участию до 2 марта 2020 г.
Заявку высылать на e-mail: omvi2017@gmail.com или сообщить по телефону 8(017) 284 24 46.
Контактное лицо: Швец Дмитрий Александрович.