• data 1
  • data 2
 

Из дворников – в водители

zkxБЕЛОРУССКИЕ УЧЕНЫЕ РАЗРАБАТЫВАЮТ УНИКАЛЬНУЮ КОММУНАЛЬНУЮ МАШИНУ

Чем интенсивнее в жилищно-коммунальном хозяйстве идут процессы реорганизации и оптимизации численности, тем актуальнее становится вопрос обеспеченности предприятий средствами малой механизации. И то, что разработка ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» заняла одно из призовых мест в конкурсе «Лучший инновационный проект-2016», лишний раз подтверждает востребованность небольшой техники в современных городах.

НАДЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ — ГАРАНТИЯ УСПЕХА

Комбинированная коммунальная вакуумная подметально-уборочная и солераспределительная машина на базовом универсальном малогабаритном полноприводном шасси с гидростатической трансмиссией — само название проекта для многих руководителей ЖКХ звучит как гимн сокращению затрат и повышению качества благоустройства. Собственно, с просьбы коммунальников и началась работа над отечественным чудом техники. В начале 2015 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь было направлено письмо в Министерство промышленности с информацией о необходимости механизации уборки тротуаров и парковочных мест, и первое слово в решении проблемы предоставили ученым.
— Мы начали с анализа ситуации и изучения рынка предложений, — знакомит с историей вопроса директор Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) Алексей ШМЕЛЕВ. — В данном сегменте доминируют европейские, японские и американские компании. Комбинированные малогабаритные коммунальные машины, благодаря компактности, высокой маневренности, малой шумности, низкой массе, экономичности, мобильности, являются идеальным средством механизации для благоустройства городов. Например, в Лондоне очистку города от мусора осуществляют более тысячи малогабаритных вакуумно-уборочных машин, в Москве — около 300, в Минске же такую технику можно пересчитать по пальцам. Покупать дорогостоящие импортные машины далеко не всем по карману, а использовать мощности белорусских промышленных гигантов для создания собственной линейки механизмов не совсем целесообразно. За рубежом производством малогабаритной техники, как правило, занимаются небольшие компании. Так что успех реализации проекта во многом зависел от правильного выбора партнеров.
— В рамках реализации инновационного проекта разработку общей компоновки многофункциональной малогабаритной коммунальной машины, конструкторской документации шасси и технологического оборудования взяло на себя ОДО «Гидро-Коннект», — продолжает беседу заместитель директора РКЦМП Игорь ЛЫГАЧ. — Это инжиниринговая фирма, специализирующаяся на разработке комплексных систем гидравлического привода в сочетании с двигателями внутреннего сгорания и электронной системой управления, а также рам, платформ, различных видов технологического оборудования.
Функции организации-изготовителя вновь осваиваемой продукции по проекту возложены на ОДО «Дормашэкспо», имеющее необходимые производственные площади
Комбинированные малогабаритные коммунальные машины, благодаря компактности, высокой маневренности, малой шумности, низкой массе, экономичности, мобильности, являются идеальным средством механизации для благоустройства городов.
и оборудование. Предприятие осуществит изготовление опытного образца, проведет испытания, получит подтверждение соответствия требованиям технических регламентов и освоит серийное производство.
За Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси, помимо общего руководства проектом, закреплена разработка дизайн-проекта машины, конструкторской документации кабины и ее систем, проведение комплекса расчетных исследований и виртуальных испытаний на основа современных технологий компьютерного моделирования процессов.
Использование малогабаритных машин в коммунальном хозяйстве позволит снизить долю ручного труда при одновременном повышении качества работ.

ШАССИ ДЛЯ ИННОВАЦИЙ

Идеальной организацией для испытания техники в реальных условиях эксплуатации является ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», на обслуживании которого находится более 16,9 млн м2 проезжей части дорог и 5,456 млн м2 тротуаров. Поэтому мнение дорожников стало основным при определении требований к будущей машине. В официальном письме специалисты коммунального предприятия подробно изложили, что, собственно, они хотели бы увидеть.
Любая техника должна эксплуатироваться как можно более эффективно в течение всего года, и если зимой она задействуется на уборке снега и разбрасывании противогололедных смесей, то летом ее желательно «перепрофилировать» для подметания, полива, подкашивания или каких-либо других операций. То есть возможность использования как можно большей линейки навесного оборудования остается одним из главных условий. Кроме того, в числе обязательных требований — повышенная проходимость, маневренность, транспортная скорость не менее 50 км/ч. Разработчикам нужно было предусмотреть «обеспыливание» выбрасываемого после всасывания воздуха, емкости для сбора мусора в пределах 1,5–2 м3, возможность работы вакуумноподметального оборудования при отрицательных температурах, для солераспределителя — точную дозировку противогололедных материалов 5–40 г/м2 с возможностью регулировки и т.д. И все эти «примочки» предстояло уместить на крохотном шасси, не превысив при этом стоимость российских аналогов.
— Мы получили хорошую возможность внедрить результаты научных и прикладных исследований нашего института, а также современных средств и методов проектирования инновационной продукции, — рассказывает Алексей ШМЕЛЕВ. — Одним из основных преимуществ машины является ее универсальность, обеспечивающая возможность всесезонного использования благодаря высокопроизводительным многофункциональным технологическим надстройкам широкого спектра применения за счет наличия двух зон навешивания агрегатов: спереди и сзади. Применение гидростатической трансмиссии также обеспечивает ряд преимуществ: относительная простота конструктивного исполнения, простая реализация отбора мощности для оборудования шасси и навесного оборудования, сравнительно низкие затраты на обслуживание, легкость управления, высокая экономичность и экологичность машины.
Благодаря гидростатическому приводу, двигатель работает с постоянной скоростью в наиболее экономичном диапазоне оборотов независимо от скорости движения, применение четырех гидромоторов в колесных узлах позволяет эффективно использовать возможности полного привода в рабочем режиме и перехода на привод одной оси в транспортном режиме.
Управление движением машины происходит посредством гидростатического рулевого управления, а оптимальные показатели маневренности достигнуты за счет «ломающейся» рамы.

КРАСОТА СПАСЕТ МИР

Особое внимание разработчики обратили на дизайн, но эстетика стала составной частью комфорта и безопасности. Машина будет оснащена комфортабельной герметичной кабиной с высокой степенью шумоизоляции, полноразмерным лобовым стеклом из триплекса, двумя максимально остекленными широко открывающимися дверьми, воздушным кондиционером, отопителем, удобным сиденьем с пневматическим подрессориванием, рулевой колонкой с бесступенчатой регулировкой, местами для хранения принадлежностей.
Таким образом, по основным техническим характеристикам и потребительским свойствам белорусская машина будет полностью соответствовать зарубежным аналогам, а российские образцы превосходить по большинству ключевых параметров. Но главным преимуществом остается более низкая стоимость.
На этот аспект не случайно делался упор уже на стадии подготовки и согласования проекта, поскольку он имеет большой экспортный потенциал. Дефицит малогабаритной техники существует не только в Беларуси, но и у наших ближайших соседей. Планируется, что не менее 60 % выпускаемых машин будут реализовываться в Российскую Федерацию, Казахстан и другие страны. Да и потребность отечественных предприятий оценивается не менее чем 30 единиц в год.
Динамический срок окупаемости проекта составляет три года, хотя по-настоящему оценить все его выгоды еще предстоит. Ведь речь идет не только об экономическом эффекте. Использование малогабаритных машин в коммунальном хозяйстве позволит снизить долю ручного труда при одновременном повышении качества работ, достичь точного дозирования противогололедных реагентов и оперативной обработки тротуаров в период интенсивных снегопадов и сильных морозов. А это означает повышение безопасности движения, снижение вероятности заторов на дорогах и травматизма пешеходов, улучшение экологической обстановки. Так что маленькая машина способна по кратчайшему пути вывезти на дорогу больших перемен.
Уже к середине следующего года опытный образец должен появиться для испытаний в ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», а следующим шагом станет массовое производство универсальных машин.

Виктор КИСЛЫЙ. «Живи как хозяин». 2(125), февраль 2017

 

 

 

 

Контакты

ул. Академическая, 12, 220072,
г. Минск, Республика Беларусь

телефон: +375 (17) 210 07 49
факс: +375 (17) 284 02 41
e-mail: bats@ncpmm.bas-net.by