• poligon
  • zdan_institut

10 февраля 2023 г. — 95 лет со дня рождения Героя Беларуси М.С. Высоцкого

VMCМихаил Степанович Высоцкий — ученый в области механики машин, определивший новые направления в теории, расчете и испытаниях мобильных машин, выдающийся конструктор, создавший отечественную школу конструирования и исследований грузовых автомобилей.

Под его руководством и с его участием созданы конструкции белорусских автомобилей с минской маркой. С именем М.С. Высоцкого связана целая эпоха отечественного грузового автомобилестроения, его биография — своеобразная летопись, где отражены основные вехи развития отечественного автомобилестроения.

М.С. Высоцкий родился 10 февраля 1928 года в деревне Семежево Копыльского района Минской области. Трудовую деятельность начал в 1946 году в городе Минске слесарем-сборщиком Минского автомобильного завода. С 1949 года, после окончания Минского автомеханического техникума, начал работать конструктором, и на протяжении более 50 лет его жизнь была неразрывно связана с МАЗом и с городом Минском.

За 35-летний период работы М.С. Высоцкого главным конструктором (из них более 20 лет в ПО «БелавтоМАЗ») при его участии и под его руководством создано шесть поколений уникальной автомобильной техники с минской маркой грузоподъемностью от 8 до 320 тонн (более 350 моделей), серийно выпускаемые автомобильными заводами и сегодня. Всю эту технику отличали новизна и смелость конструкторских решений, обеспечивших конкурентоспособность выпускаемой техники как в стране, так и за рубежом, что способствовало широкому внедрению ее в производство и, тем самым, социально-экономическому развитию города Минска.

Среди смелых конструкторских решений М.С. Высоцкого, разработанных впервые в СССР, — применение в 60-е годы прогрессивной компоновочной схемы «опрокидывающаяся кабина над двигателем» семейства МАЗ-500, открывшей новый этап в отечественном автомобилестроении.

Одно из важнейших достижений М.С. Высоцкого — создание в 70-е годы, впервые в СССР, на базе нового поколения автомобилей МАЗ магистральных автопоездов, а в начале 80-х годов нового семейства скоростных магистральных автопоездов МАЗ-54321 и МАЗ-64221, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок и поставок на экспорт. Указанные автопоезда с минской маркой, первые в СССР, успешно прошли омологационные испытания по безопасности в международном центре института ЮТАК в Париже и были удостоены в 1988 году золотой медали на Пловдивской ярмарке.

Выдающимся событием в истории белорусского автомобилестроения и Минского автозавода стало создание в конце 80-х годов под руководством главного конструктора М.С. Высоцкого уникальной, принципиально новой модульной конструкции автопоезда МАЗ-2000 под названием «Перестройка», запатентованного в пяти ведущих странах и не имеющего аналогов в мировом автомобилестроении. Опытный образец, демонстрировавшийся на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году, стал сенсацией. «Это автопоезд XXI века» — писали о концептуальном автопоезде производства Минского автозавода зарубежные журналисты.

М.С. Высоцкий внес значительный вклад в научное и научно-техническое развитие Республики Беларусь, установление и укрепление связей науки с производством, сыграл активную роль в привлечении научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки к решению актуальных проблем машиностроения. В 1974 году по его инициативе на МАЗе был создан академический отдел грузовых автомобилей (ОГрА), а в 1986 году — штатная академическая лаборатория двойного подчинения — АН БССР и Минскому автозаводу. Трудами созданной им белорусской школы ученых и специалистов впервые в стране заложены научные основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных магистральных автопоездов, опубликованные в серии монографий.

М.С. Высоцкий — видный организатор науки. В декабре 1992 года по его инициативе Президиумом АН Беларуси на базе академической лаборатории двойного подчинения создается Научный центр проблем механики машин. М.С. Высоцкий назначается его директором. По его инициативе коллективом центра за короткое время впервые в республике были разработаны Государственная программа фундаментальных исследований «Механика» и поддержанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко крупнейшая в стране Государственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение» на 1996–2000 годы и на период до 2005 года.

В 2002 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь М.С. Высоцкий назначен Генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь (должность в автомобилестроении введена впервые) для обеспечения единой технической политики, повышения эффективности использования научно-технического потенциала в автомобильной отрасли страны, его концентрации на создании новой конкурентоспособной, соответствующей мировому уровню автомобильной техники.

В конце 2002 года под руководством генерального конструктора по автомобильной технике Республики Беларусь М.С. Высоцкого совместно со специалистами Министерства промышленности и ведущих предприятий отрасли, среди которых все крупнейшие машиностроительные предприятия города Минска, была разработана Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на период до 2010 года «Автотракторокомбайностроение», а НИРУП «Белавтотракторостроение» определено головной организацией данной программы.

Для объединения научного потенциала НАН Беларуси по выполнению данной программы в 2006 году постановлением Президиума НАН Беларуси проведены реорганизация НИРУП «Белавтотракторостроение» и Института механики и надежности машин НАН Беларуси и создание Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, руководителем которого был назначен М.С. Высоцкий.

Результаты научной деятельности М.С. Высоцкого опубликованы в более чем 450 научных трудах, в том числе в 18 монографиях, 14 учебно-методических работах. Им получено 145 авторских свидетельств и патентов. С 1975 года М.С. Высоцкий — заведующий и профессор созданной им кафедры «Большегрузные автомобили» Белорусского национального технического университета, расположенного в городе Минске.

М.С. Высоцким подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук. Долгие годы он являлся Председателем Совета по защите диссертаций Д 01.15.01 при Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси.

В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2006 № 135 за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров присвоено звание «Герой Беларуси».

Мировая научная общественность также высоко оценила научную деятельность академика М.С. Высоцкого. Международный Биографический центр в Кембридже (Англия) на основе экспертных оценок присвоил ему почетное звание «Человек года – 1997». Его имя значится в 25-ом издании «Словаря международных биографий» как выдающегося деятеля науки. Американский биографический институт включил имя академика М.С. Высоцкого в список 5 000 ученых, внесших большой вклад в развитие науки ХХ века.

Контакты

ул. Академическая, 12, 220072,
г. Минск, Республика Беларусь

телефон: +375 (17) 370 07 49
факс: +375 (17) 366 02 41
e-mail: bats@ncpmm.bas-net.by