15 марта 2023 г. генеральный директор института Сергей Поддубко и заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин Марат Белоцерковский приняли участие в пресс-конференции «Технологический суверенитет Беларуси: опережающее развитие экономики через модернизацию промышленности и прорывные технологии».
Участники рассказали о задачах промышленной отрасли в контексте современных реалий, о модернизации и инновационных технологиях, о создании экспортно ориентированной техники, а также о поддержке предприятий в реализации инновационных проектов бизнеса в высокотехнологичной сфере.
«После распада СССР у нас остался очень мощный промышленный комплекс. Наша заслуга в том, что мы его сохранили, и он успешно развивается уже почти 30 лет. Современные тенденции развития машиностроения - электрификация и интеллектуализация транспорта. Это и цифровые двойники, и цифровые технологии. Наш институт в этом активно участвует, мы работаем со всеми крупными промышленными предприятиями отрасли. Наши клиенты - это БЕЛАЗ, МТЗ, МАЗ, «Белкоммунмаш» и так далее», — рассказал Сергей Поддубко.
По его словам, также важно развивать такое направление, как роботизация. «Современные технологии оснащаются огромным робототехническим комплексом. Например, не так давно мы были на одном из заводов Китая, где нам показали цех по сборке автомобилей. Его назвали «темный цех», так как там не нужно включать свет, роботы полностью заместили человека и выполняют все работы — делают автомобильные кузова, сварку, покраску. Получается, идет круглосуточная работа цехов», — отметил он и добавил, что роботизация невозможна без развития цифровизации.
Говоря о влиянии санкций, Сергей Поддубко отметил, что в свое время Объединенный институт машиностроения рассчитывал на контакты с другими странами в части цифровой электроники. «Сейчас появились определенные сложности, но благодаря тем заделам, которые у нас есть, мы работаем с нашими дружественными странами. В частности, с Китаем. Мы налаживаем отношения с ведущими поставщиками и производителями автомобильной техники. Эти контакты расширяются и развиваются. Думаю, мы будем и дальше успешно развиваться. Там, где мы потеряли какие-то связи, восстановим с новыми партнерами», — констатировал он.
Говоря об импортозамещении, заведующий лабораторией Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, профессор кафедры «Технология машиностроения» БНТУ Марат Белоцерковский отметил: «Одна из задач, которая перед нами стоит, — различными методами восстановить детали, которые на стыковочных узлах, автомобилях, сельскохозяйственной технике сделаны за рубежом. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Но мы этим занимаемся, и довольно успешно», — акцентировал внимание он.
«Также только мы на постсоветском пространстве занимаемся такой прорывной технологией, как нанесение относительно толстых металлических покрытий на полимерные изделия. Это нужно для космической сферы, беспилотного транспорта. Это очень востребованное направление. Как только мы провели эксперименты и сделали первые образцы, сразу же с нами заключила договоры корейская компания LG Electronics, и мы с ней два года сотрудничали, — сказал профессор. — Кроме того, у нас появились серьезные партнеры в лице китайских специалистов. Им очень нравятся наши нестандартные решения».
В целом, по его словам, у института разработано довольно большое количество разнообразных технологий, но до промышленного внедрения их не так просто довести. «У нас есть очень хорошая школа, и мы стараемся ее сохранить. Ведь самое главное воспитать молодое поколение, которое бы и дальше продолжило развивать нашу науку», — подчеркнул Марат Белоцерковский.