- РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОНКРЕТНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ТРЕБУЕМОЕ КАЧЕСТВО ДЕТАЛЕЙ СИЛОВЫХ ПЕРЕДАЧ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
На основе программного обеспечения на этапе проектирования назначается марка стали, технические требования к эффективной толщине и качеству микроструктуры упрочненных слоев, разрабатываются технологические режимы химико-термической обработки.
Методы контроля качества материала (патенты № 14748, 15273) позволяют идентифицировать дефекты микроструктурного состояния, которые не выявляются общепринятыми в машиностроении методами, но оказывают существенное влияние на работоспособность изделий.
Технология соответствует лучшим мировым аналогам ("Катерпиллер", "Мерседес-Бенц", "Вольво", "Комацу", "Юнит-Риг", «Дженерал Электрик» и др.)
Работы по освоению прогрессивных технологий ХТО выполнены на Минском заводе колесных тягачей, Белорусском автозаводе, Минском тракторном заводе.
Результаты исследований позволяют снизить до 30 % энергетические и материальные затраты за счет использования экономно легированных сталей, в 1,2–1,5 раза повысить долговечность деталей вследствие увеличения пределов выносливости материала и качества упрочнения.
Программный комплекс проектирования технологических процессов ХТО зубчатых колес трансмиссий включает:
- программный комплекс по расчету и прогнозированию на стадии проектирования показателей надежности зубчатых колес трансмиссий (рис. 1) с учетом условий эксплуатации и конструктивного исполнения передачи, геометрических параметров зубчатого зацепления, марки стали, технологии изготовления и качества химико-термической обработки, а также базы данных по влиянию качества структуры упрочненных слоев и особенностей применяемого термического оборудования на характеристики изгибной и контактной усталости зубчатых колес. Выходными данными на данном этапе являются конструктивные параметры зубчатой передачи и технические требования к марке стали, распределению микротвердости по толщине упрочненного слоя (эффективной толщине) и качеству микроструктуры, обеспечивающих заданную долговечность;
- программный комплекс по расчету режимов химико-термической обработки, состоящий из программы расчета прокаливаемости стали (рис. 2) и программы расчета процесса диффузии углерода в сталь в зависимости от марки стали, параметров науглероживания и закалки (рис. 3). Выходными данными расчета являются концентрация углеродного потенциала и температурно-временные интервалы каждой стадии техпроцесса ХТО.
Рис. 1. Программа расчета долговечности зубчатых колес |
Рис. 2. Программа расчета прокаливаемости конструкционных сталей |
Рис. 3. Программа расчета процесса диффузии углерода в сталь |
Применение программного комплекса по управлению технологическим процессом ХТО позволяет на этапе проектирования для обеспечения требуемого уровня надежности не только выбирать конструктивные параметры зубчатых передач, но и в зависимости от уровня нагруженности и требуемой долговечности назначать марку стали, технические требования к эффективной толщине и качеству микроструктуры упрочненных слоев, разрабатывать технологические режимы химико-термической обработки для каждого конкретного типа передачи. Более того, при изменении условий термообработки и изменении номенклатуры деталей появляется возможность быстрой перенастройки технологического процесса, что повышает производительность производственных процессов ХТО.
- МАГНИТНАЯ СТРУКТУРОСКОПИЯ ЖЕЛЕЗОУГЛЕРОДИСТЫХ СПЛАВОВ
Исследования направлены на анализ особенностей связей структурного и фазового состава, физико-механических свойств сталей и чугунов с их магнитными параметрами. Установленные особенности и закономерности позволили разработать новые высокопроизводительные методы неразрушающего контроля качества структуры стальных и чугунных изделий, в том числе движущихся в процессе производства. Результаты:
- Обобщены физические принципы использования понятия «размагничивающий фактор» в расчетах процесса и результата намагничивания ферромагнитного тела. Построена логическая цепочка от классических расчетов размагничивающего фактора эллипсоидов к интерполяционным формулам для расчета коэффициентов размагничивания неоднородно намагничиваемых тел. Установлены особенности намагничивания чугунов под влиянием внутреннего размагничивания графитовых включений.
- Установлены особенности связи структуры и физико-механических свойств чугунов с их магнитными параметрами. Например, установлена количественная связь между содержанием феррита и остаточным магнитным потоком Фd (в мкВб) в отливах из ковкого чугуна КЧ30-6. При этом появление ледебурита и вторичного цементита (отбела) в структуре отливки повышает показания прибора.
Результаты исследований и технические решения по обеспечению заданной структуры не обточенных отливок ниппелей из ковкого чугуна переданы на Минский завод отопительного оборудования по лицензионным договорам и внедрены в цехе ковкого и серого чугуна МЗОО в составе автоматизированной линии контроля и автоматической разбраковки по обрабатываемости отливок ниппелей из ковкого чугуна КЧ 30-6.
Эксплуатация линии повысила рентабельность производства ниппелей, обеспечила потребность завода, позволила отказаться от замены чугунных ниппелей на импортные стальные, обеспечить их экспортные поставки.
|
Увеличить фото
|
- Получены аналитические выражения для расчета релаксационных магнитных параметров сталей по параметрам предельной петли гистерезиса, оценки максимальной магнитной проницаемости сталей и чугунов по коэрцитивной силе, расчета поля максимальной магнитной проницаемости сталей и погрешности ее измерения, формулы для расчета остаточной намагниченности сталей как среднего значения достоверного диапазона ее изменения.
Установленные закономерности позволяют разрабатывать достоверные и производительные методы контроля качества структуры стальных и чугунных изделий, в том числе движущихся в процессе производства. На разработанные технические решения получено более 20 патентов Республики Беларусь. Результатом работы стала совершенствованная методика контроля механических свойств термообрабатываемых болтов дизельных двигателей. Способ электромагнитного контроля механических свойств движущегося ферромагнитного изделия передан по лицензионному договору на филиал Минского моторного завода в г. Столбцы и внедрен в производство. Применение способа, реализуемого разработанным прибором МАКСИ-У, гарантирует заданный предел прочности болтов, повышает надежность всех выпускаемых Минским моторным заводом дизельных двигателей. Ее использование приносит и непосредственный экономический эффект заводу – в производство возвращены тысячи дорогостоящих болтов.
|
Увеличить фото
|
- Разработанная методика магнитного контроля толщины поверхностно-упрочненных слоев протяженных изделий передана ОАО «Минский моторный завод» и внедрена в автоматном цехе ОАО «Минский моторный завод», филиал в г. Столбцы. Повышение достоверности контроля достигается благодаря тому, что информационный параметр методики при высокой чувствительности к толщине поверхностно-упрочненного слоя практически не подвержен влиянию не стабильности положения изделий при намагничивании и измерении. Работает в цехе и разработанный автоматизированный сортировщик малогабаритных стальных изделий по качеству локальной поверхностной закалки.
Применение методик предотвратило попадание на сборочный конвейер Минского моторного завода ответственных осей с низким уровнем механических свойств, повысило надежность всех выпускаемых заводом дизельных двигателей.
Реализация результатов и исследований позволяет гарантировать заданный уровень физико-механических свойств ответственных изделий машиностроения и металлургии.
|
Увеличить фото
|
- ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ КОЛЬЦЕРАСКАТКИ ДЕТАЛЕЙ ТИПА КОЛЕЦ
На предприятиях Беларуси (МПЗ, МТЗ, МАЗ, БелАЗ, МЗКТ и др.) общее количество изготавливаемых деталей, имеющих форму колец, составляет более 100 наименований при программе выпуска около 160 000 шт. Коэффициент использования металла при этом составляет около 0,6. Образуется около 4 000 тонн стружки. Опыта использования кольцераскатных комплексов отечественные заводы не имеют, однако прорабатывается вопрос о закупке таких комплексов МПЗ и БелАЗ.
Предполагается, что новая технология позволит повысить коэффициент использования металла до 0,8. Выполняемые в Институте исследования направлены на научное сопровождение внедрения нового оборудования.
|
Увеличить фото
|
Увеличить фото
|